МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ОДАРЁННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Метод - совокупность правил, требований, которые должны ориентировать в решении задачи, достижении результата. Он позволяет экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Метод - совокупность правил, требований, которые должны ориентировать в решении задачи, достижении результата. Он позволяет экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Методология – это учение об организации деятельности : научной, практической профессиональной деятельности, художественной, игровой – с одной стороны. С другой стороны – индивидуальной и коллективной деятельности.
Общие принципы обучения и развития одарённых детей : - принцип развивающего и воспитывающего обучения ; - принцип индивидуализации и дифференциации обучения ; - принцип учёта возрастных возможностей.
Формы организации познавательной деятельности одарённых детей « Парно - индивидуальный ». Его структура включает в себя два основных элемента : « Парно - индивидуальный ». Его структура включает в себя два основных элемента : - « работу обучающегося с педагогом »; - « работу обучающегося с источником знаний ». « Группо - парно - индивидуальный ». Структура обучения включает в себя : « Группо - парно - индивидуальный ». Структура обучения включает в себя : - « работу обучающегося с педагогом »; - « работу обучающегося с источником знаний »; - « работу педагога с группой обучающихся ».
Стратегии обучения одаренных детей « Стратегия ускорения ». Увеличение темпа ( скорости ) прохождения учебного материала. Этот метод позволяет учесть потребности и возможности детей, отличающихся ускоренным темпом развития. « Стратегия ускорения ». Увеличение темпа ( скорости ) прохождения учебного материала. Этот метод позволяет учесть потребности и возможности детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем ( за счет установления связей с другими темами, проблемами и дисциплинами ). Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем ( за счет установления связей с другими темами, проблемами и дисциплинами ). Стратегия проблематизации. В этом случае используются оригинальные объяснения, пересмотр имеющихся сведений, поиск, что способствует формированию у обучающихся личностного подхода к изучению различных областей знаний. Стратегия проблематизации. В этом случае используются оригинальные объяснения, пересмотр имеющихся сведений, поиск, что способствует формированию у обучающихся личностного подхода к изучению различных областей знаний. Дифференцированное обучение. Это форма организации учебного процесса, при которой педагог работает с группой обучающихся, составленной с учетом наличия у них каких - либо значимых для учебного процесса общих качеств. Дифференцированное обучение. Это форма организации учебного процесса, при которой педагог работает с группой обучающихся, составленной с учетом наличия у них каких - либо значимых для учебного процесса общих качеств. « Стратегия интенсификации ». Изменение не темпа обучения, а изменение содержания обучения для этой категории детей от методик обучения их сверстников со средним уровнем развития. « Стратегия интенсификации ». Изменение не темпа обучения, а изменение содержания обучения для этой категории детей от методик обучения их сверстников со средним уровнем развития. Стратегия « исследовательское обучение » - активизация обучения, придание ему исследовательского, творческого характера. Стратегия « исследовательское обучение » - активизация обучения, придание ему исследовательского, творческого характера.
Индивидуализация обучения : создание каждому обучающемуся оптимальных условий для реализации способностей, всесторонний учет уровня развития, формирование на этой основе личных планов развития и обучения, программ для их стимулирования и коррекции создание каждому обучающемуся оптимальных условий для реализации способностей, всесторонний учет уровня развития, формирование на этой основе личных планов развития и обучения, программ для их стимулирования и коррекции
Основными задачами исследовательского обучения являются : - развитие способности к самостоятельному творческому изысканию и дивергентному мышлению в процессе этого изыскания ; - ознакомление детей с методологией и методами исследования ; - развитие способности анализировать происходящее и принимать ответственность за свое решение и результаты своей деятельности ; - развитие навыков рефлексии.
Формы обучения одарённых детей : индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определённой области ; индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определённой области ; работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества ; работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества ; мастер - классы, творческие лаборатории ; мастер - классы, творческие лаборатории ; система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад ; система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад ; детские научно – практические конференции и семинары ; детские научно – практические конференции и семинары ; единство и взаимодействие искусств. единство и взаимодействие искусств. Методы работы с одарёнными детьми : исследовательский ; исследовательский ; частично - поисковый ; частично - поисковый ; проблемный ; проблемный ; проективный ; проективный ; синектика ( является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма ) синектика ( является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма ) метода мозгового штурма метода мозгового штурма