Тайм-менеджмент для школьников. Как правильно построить программу по тайм-менеджменту. Часть 2. Презентацию подготовила Логачева Александра Вячеславовна – учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 1946
Уважаемые коллеги, данную презентацию я готовила на основе материалов курсов повышения квалификации, которые я прошла в 2013 году, надеюсь, что материалы будут вам интересны и смогут пригодиться в процессе нашей с вами «нелегкой» работы. С уважением Логачева А.В.
Тайм-менеджмент это система приемов, позволяющих человеку эффективно организовать деятельность по достижению поставленных целей. Термин «тайм- менеджмент» не вполне корректный: управлять временем нельзя, организовать его можно. Обучение детей навыкам планирования всегда было важной задачей школы.
Программа. Общая структура программы по формированию навыков тайм- менеджмента для школьников должна включать четыре модуля: «Мотивация», «Осмысления понятия «Время», «Целеполагание и выбор» «Приемы планирования».
Модуль «Мотивация». Цель блока мотивация детей на активное и осознанное освоение приемов тайм-менеджмента. Всем известна поговорка, что можно лошадь привести к водопою, но нельзя заставить ее пить. Мы можем рассказать ребенку о том, как быть эффективным, как планировать свою деятельность и как распределять время. Но если он не увидит практической значимости этого знания лично для себя и не захочет освоить предложенные приемы, мы не можем считать, что достигли цели. Пожалуй, это один из самых трудных блоков программы. Педагог должен знать детей, опираться на их потребности и показывать, как новое знание поможет им реализовать эти потребности.
Модуль «Осмысление понятия Время». Цель этого блока познакомить детей с различными аспектами категории «Время». Восприятие времени детьми дошкольного и младшего школьного возраста строится с опорой на быт и природные явления. «Понедельник» это когда у нас урок физкультуры, «неделя» это время, когда нужно ходить в школу. В этом возрасте ребенок еще не до конца осознаёт тот факт, что время не подвластно влиянию человека. Дети среднего школьного возраста, конечно, уже не допускают таких ошибок при восприятии времени. Но и для учащихся этой возрастной группы оценить, сколько времени потребуется для выполнения той или иной задачи, требование практически непосильное! Эта способность формируется только к старшему школьному возрасту. Педагог должен включить в этот блок программы игры и упражнения, развивающие у детей способность чувствовать время, понимать влияние субъективных факторов на восприятие времени и очень важная задача отслеживать ситуации, в которых время расходуется впустую.
Модуль «Целеполагание и выбор». Цель создание ситуаций для осознания детьми целей своей деятельности, обучение детей умению правильно формулировать цель и производить анализ целей в ситуациях противоречия. Этот блок программы наиболее актуален для старшеклассников. Дети в начальной школе еще не являются субъектами деятельности в полном значении этого слова. Это возраст, когда цель ставит взрослый. Ребенок должен понять и принять цель, а также выстроить сам или с помощью взрослого путь ее достижения. Поэтому педагог, работая с детьми начальной школы в рамках этого модуля ориентирует их на разграничение понятий «мечта», «желание», «цель». А старшеклассников мы уже учим правильно формулировать цель, выделять этапы достижения цели, анализировать имеющиеся средства.
Модуль «Приемы планирования». Цель знакомство детей с конкретными правилами, приемами организации времени. Человек, овладевший методами планирования и организации деятельности, больше успевает, его деятельность носит целостный характер, он устает меньше. В целом можно говорить о том, что повышается качество его жизни.
Блоки программы по тайм-менеджменту можно рассматривать как элементы конструктора. В зависимости от возраста детей, актуального состояния класса, ритма жизни, интересов и возможностей учащихся (в том числе психофизиологических) их можно менять местами, акцентировать внимание детей на одном из них и минимизировать значимость другого. Так, при создании программы развивающих занятий в начальной школе особое значение будет иметь модуль «Осмысление понятия Время», а в старшей модуль «Целеполагание». Последовательность при этом может быть любой. Важно лишь соблюсти главное требование программа всегда начинается с блока «Мотивация».
Первый: школа, понимая значимость этого вопроса, находит возможность для организации этого процесса в школе (управленческое решение, носящее системный характер). Второй: педагог, работающий в классе, понимая важность этой работы, изыскивает собственный ресурс для организации деятельности.
Прежде чем перейти к описанию конкретных игр и упражнений каждого блока, мне бы хотелось обратиться к вам, дорогие коллеги, с просьбой. Вы прекрасно понимаете, что к решению любой профессиональной задачи необходимо подходить системно и последовательно. Если вы захотели научить детей элементам тайм-менеджмента, прежде чем приступить к работе с детьми, кратко ответьте на следующие вопросы:
1. Почему тайм-менеджмент важен для моих учеников? (кратко объясните) 2. Как я могу замотивировать детей моего класса на изучение приемов тайм-менеджмента? (кратко объясните) 3. У детей есть время для того, чтобы заняться изучением этого вопроса? (ответы «Да» и «Нет») 4. У меня есть время для того, чтобы систематически работать с детьми в этом направлении? (ответы «Да» и «Нет») 5. Как можно привлечь коллег и родителей для этой про- граммы? (кратко объясните)
Важно! Начинать с детьми программу по тайм- менеджменту целесообразно только в том случае, если вы положительно от- ветили на все вопросы. В противном случае ваша работа в этом направлении будет конкурировать с более актуальными для вас и ваших детей задачами.
Уважаемые коллеги, спасибо за внимание!