Восточные славяне в древности Материалы к уроку в 10 классе
Этногенез Момент зарождения и последующий процесс развития какого-либо народа, приведший к определенному состоянию, виду, явлению. Включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.
Племенные союзы восточных славян и их расселение. Из Справочника по истории России с древнейших времен Л.М Пятецкого, изд-во Московский лицей: М. – 1994.: «По среднему течению Днепра, т. е. в районе города Киева, жили поляне; южнее полян – уличи; к северу от полян, по левому берегу Днепра и по Десне – северяне; по верхнему течению Днепра и по Западной Двине – кривичи; по берегам Припяти – древляне; к Северу от Припяти до Западной Двины - дреговичи; по рекам Оке и Москве – вятичи; в междуречье Днепра и Десны – радимичи; вокруг озера Ильмень – ильменские славяне (словене)»
BOT ПОВЕСТИ МИНУВШИХ ЛЕТ, ОТКУДА ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ, KTO B КИЕВЕ СТАЛ ПЕРВЫМ КНЯЖИТЬ И KAK ВОЗНИКЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ (Нестор) В начале 12 века русский летописец, монах Киево- Печерского монастыря Нестор, которого большинство историков считают автором знаменитой летописи «Повесть временных лет», задался вопросом «Откуда есть Русская земля».
По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама - южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский, от племени Иафета - так называемые норики, которые и есть славяне. Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные - поморяне. Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.
Бужане – название группы племен восточных славян, живших в верховья Западного Буга. С конца X в. входили в состав Древнерусского государства. Волыняне – одно из восточнославянских объединений, возникших на территории дулебов. Насчитывало до 70 «градов» (городов). Центр – Волынь (в летописи упоминается с 1018). В 907 г. – союзник Киева. Вятичи – союз восточнославянских племен верхнего и среднего течения р. Оки. В составе Киевской Руси с сер.X в. С XII в. территория вятичей находилась в составе Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств. Древляне – племенное объединение, занимавшее в VI-X вв. территории Полесья, Правобережной Украины по теч. рр. Тетерев, Уж, Уборть, Ствига. Граничили с волынянами, бужанами, дреговичами. Главный город – Искоростень. Долго сопротивлялись включению в состав Киевской Руси. Были обложены данью Олегом в 883 г. Дреговичи – племенное объединение славян. Места обитания - северные области днепровского правобережья. В древности имели свое княжение с главным городом Туровом на Припяти. В составе Киевской Руси с X в. Стали основой Туровского княжества. Дулебы - племенное объединение на территории Западной Волыни. В VII в. подвергались опустошительным набегам аваров. В 907 году дружина дулебов участвовала в походе Олега на Царьград. Под именем Бужан и Волынян вX в. вошли в состав Киевской Руси. Ильменские словене – одно из самых многочисленных славянских объединений, располагавшихся у о. Ильмень, по рр. Волхов, Ловать, Мста, Молоча. Соседи – финно-угорские племена Чудь и Меря. В нач. IX в. вместе с Кривичами и Чудью создали объединение Славию, ставшую ядром Новгородской земли.
Кривичи - союз восточнославянских племен в VI – X вв. Располагался на водоразделе Западной Двины, Днепра и Волги. Главные города – Смоленск, Полоцк и Изборск. С IX в. в составе Киевской Руси. В XI – XII вв. территория кривичей – в Смоленском и Полоцком княжествах, северо-западная часть – в новгородских владениях. Поляне – восточнославянский племенной союз VI-IX вв. по среднему течению Днепра от Припяти до Роси. Составили ядро древнерусского государства. Радимичи – племенное объединение, располагавшееся в восточной части верхнего Поднепровья, по р. Сож и ее притокам. Так же как и Вятичи, возможно, связаны с западными славянами. С сер. IX в. платили дань Хазарам. В 885 году были присоединены Олегом, окончательно потеряли политическую самостоятельность в 984 г., когда их войско было разбито Волчьим Хвостом - воеводой князя Владимира. Северяне – союз племен в VII – IX вв., располагающийся по рр. Десне, Сейму, Суле. Платили дань хазарам. Примерно с 865 входили в состав Руси. Тиверцы – племенное объединение, обитавшее по Днестру до черного моря и устью Дуная. В 907 и 944 принимали участие в походе на Царьград. С сер X в. в составе Киевской Руси. Под ударами печенегов и половцев к XIIв. отошли на север, где постепенно смешались с другими племенами. Уличи – одно из племенных объединений восточных славян, живших, согласно ПВЛ, в Нижнем Поднепровье, Побужье и на берегах черного моря. Вели упорную борьбу с Киевом за самостоятельность. В течении трех лет их главный город Пересечень осаждался киевским воеводой Свенельдом. Под натиском кочевых племен отошли на Север. С сер. X в. в составе Древнерусского государства.
Русская боевая ладья (лодья)
Путь «из варяг в греки». Балтийское (Варяжское) море р. Нева Ладожское озеро (Нево) р. Волхов о. Ильмень р. Ловать ( в районе Смоленска, днепровские пороги – волок) верховья Днепра западный берег Черного моря (Русского моря) Константинополь (Царьград) Рим Варяжское море
Древние славяне Реконструкция М.М. Герасимова
Хозяйственная деятельность
Системы земледелия: А) подсечно-огневая. Место – север, районы густых таежных лесов. Суть – в первый год деревья подрубали, и они засыхали, оставаясь на корню. На второй год их сжигали и в золу сеяли зерно. Участка хватало на два – три года, потом земля истощалась. Основные орудия труда – топор-мотыга, заступ и борона-суковатка. Б) перелог. Место – южные районы. Суть - земли плодородны, следовательно, могли засеиваться два-три года. С истощение переходили («перекладывались») на новую землю. Основные орудия труда – рало, а в последствии – деревянный плуг с железным лемехом.
ОБЩИНА – мир, вервь. К образованию государства – соседская (территориальная) пришла на смену родовой. Общность территории и хозяйственной деятельности.
Общественный строй Князья – племенная знать. Окружение: бывш. родовая верхушка: «нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы – народные собрания, «вечевые сходы». Ополчение: полк тысяча сотня. Тысяцкие, сотские. Дружина. Страшая: послы и княжеские управители (своя земля). Младшая: живет при князе; обслуживает дом и хозяйство «Полюдье» - сбор дани дружинниками. Единица обложения: дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг).
Три периода русского язычества 1. Поклонение упырям, загробным злым демонам, а так же доброму началу, каким являлись берегинии; 2. Складывание Культа Рода и рожаниц; 3. Складывание культа Перуна, оформление лика и функций других божеств.
Поклонение упырям, загробным злым демонам, а так же доброму началу, каким являлись берегинии. Упыри ( вампир) – злые духи пьющие кровь у людей и животных. Оживают по ночам, а жертвы тоже могут стать упырями. Чтобы «успокоить» упыря, надо было забить в гроб осиновый кол. А чтобы не допустить превращения покойника в него, надо было вложить ему в рот серебряную монету. Другие загробные злые демоны: А) сказочные – Баба Яга, Ведьма, Кощей, Лесной царь ( лесовик), Водяной царь (Водяной), Морской царь, Ящер. Б) Нечистая сила – Черт (Шиш, Шишига), кикимора, ночницы (Ночные демоны), шуликуны (Сезонные демоны), Лихорадки ( 12 болезней) и т. д. Берегинии – охраняли людей от упырей. Связаны с водой, хранительницы благополучия.
Складывание Культа Рода и рожаниц. Род – мифологический персонаж, воплощающий единство рода. Функции трактуются по-разному: родитель живого; символ плодородия, совокупность мужских членов племени. По Б. А. Рыбакову – творец Вселенной, универсальное божество. Был вытеснен Перуном. Культ всячески преследовался церковью. Рожанницы – женское рождающее начало, дающее жизнь всему живому. Потерпели трансформацию: получили в различных славянских племенах различные названия – Золотая Баба, Макошь и др. Одновременно – семь планет, оказывающих влияние на судьбы людей.
Складывание культа Перуна, оформление лика и функций других божеств (божества, идолы которых были установлены в Киеве при князе Владимире I в 980 г.) Велес – бог скота, покровитель богатства. Даждьбог – огонь, свет небесный, податель земных благ. Сын Сварога. Умирает осенью, а 24 декабря вновь рождается. Макошь – богиня судьбы, мать хорошего урожая. «Ма» - мать, «кошь» - корзина, кошелка. Содействовала домашним работам. В русском православии перевоплотилась в Параскеву Пятницу ( чествование – 28 окт., время окончания сбора урожая и начала домашних работ). Перун – бог молнии, грозы, града, войны. В мифологии представлен в виде всадника на коне, поражает змеевидного врага. В Христианское время был замещен Ильей-пророком. По Б. А. Рыбакову день Перуна – 20 июля. Сварог – божество небесного огня, податель культурных благ. После крещения был вытеснен Кузьмой и Демьяном. Семаргл – Зооморфное существо. Функция не известна. Но по Рыбакову - бог растительного мира. Стрибог – бог ветров, имеет отношение к богатству. По Рыбакову тождественен Юпитеру. Хорос – божество солнечного светила, но не света. Некоторые авторы отождествляют его с Даждьбогом, или считают его богом Луны..
Времена года. Наблюдая времена года, они, подобно римлянам, делили его на 12 месяцев: просинец ( январь ) - от синевы неба; сечень( февраль ); сухий ( март ); березол ( апрель ) - от березовой золы; травный ( май ); изок ( июнь ) - от какого-то древнего названия птички; червен ( июль ) - не от красных ли плодов и ягод?; зарев( август ) - от зари или от зарницы; рюен, или ревун ( сентябрь ) - от рева зверей; листопад ( октябрь ); груден ( ноябрь ) - от груд снега или мерзлой грязи; студеный ( декабрь ).