Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Цели и задачи: *проверить качество знаний по теме; *формировать навыки работы за компьютером.
М.В.Ломоносов «Краткое руководство к красноречию» «Союзы не что иное…как средства, которыми идеи соединяются, …подобны они гвоздям и клею, которыми части какой махины склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых слоев и склеек много. Так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше». Прав ли Ломоносов?
Ломоносов М.В. «Строчные знаки ставятся по силе разума» Важна смысловая сторона речи Знаки препинания соответствуют длине речевых пауз: Запятая = один Двоеточие = один, два, три Точка = один, два, три, четыре Какой из подходов соответствует правилам современной пунктуации? Барсов А.А. «Русская грамматика 18 века»
А.С.Пушкин – основоположник современного русского языка А.С.Пушкин – основоположник современного русского языка Словарный диктант Словарь эпохи Пушкина Записать слова в соответствии со значением: 1. Широкая модная шляпа котильон 2. Красноречие брегет 3. Часы галлицизм 4. Танец, которым боливар заканчивался бал пилигрим 5. Снаряд для метания камней витийство 6. Странник, путешественник пращ 7. Оборот речи, составленный по образцу французского языка
Знаки препинания в БСП Запятая: Одновременность, последовательность событий Двоеточие: Причина Пояснение Дополнение Тире: Противопоставление Условие Время Следствие Точка с запятой: Одновременность, последовательность событий * ( БСП состоит из осложненных простых предложений)
Выборочный диктант Выписать предложения, в которых нужно поставить: 1 группа – тире; 2 группа – двоеточие; 3 группа – точку с запятой. Составить схемы предложений, объяснить знаки препинания: 1. Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. 2.Теперь моя пора я не люблю весны. 3. Желания кипят я снова счастлив молод. 4.Учись мой сын наука сокращает Нам опыты быстротекущей жизни. 5.Напрасно мне кудесники сулят Дни долгие дни власти безмятежной Ни власть ни жизнь меня не веселят. 6.Кавказ подо мною. Один в вышине Стою над снегами у края стремнины Орел с отдаленной поднявшись вершины Парит неподвижно со мной наравне.
Слуховой диктант с графической проверкой: 1. Товарищ, верь: взойдет она Звезда пленительного счастья. 2. Вы грозны на словах – попробуйте на деле! 3. За мной гнались – я духом не смутился. 4. Поведай мне: в сей казни что сокрыто? 5. Вы помните: текла за ратью рать, Со старшими мы братьями прощались. 6. Дохнул осенний хлад – дорога промерзает. 7. Была пора: наш праздник молодой Сиял, шумел и розами венчался.
Проблемная ситуация: тире или двоеточие? Записать по памяти стихотворение: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса: ( - ) Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса. Причинно-следственная связь двоеточиетире Пунктуация эпохи Пушкина Современная пунктуация
Тире или двоеточие? Тренировочные упражнения 1. Вот утро: встали все давно. Моей Татьяне все равно. 2. Но день протек, и нет ответа. Другой настал: все нет, как нет. 3. Делать было нечего: Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец.
Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог; Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. Точка с запятой Запятая Когда = если Характеристика дяди Характеристика Онегина Его отношение к людям
Юный корректор. Исправить пунктуационные ошибки: 1 группа: 1.За мной гнались; Я духом не смутился. 2.Привычка свыше нам дана, Замена счастию она. 2 группа: 1.На дворе была метель: выл ветер. 2.Дуня села в кибитку подле гусара: слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, лошади поскакали. 3 группа: 1.Дни бегут; желтеют нивы – С дерев спадает дряхлый лист. 2.Шуми, шуми, послушное ветрило: Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Творческое задание по развитию культуры речи: Написать сочинение-миниатюру на тему «Советы начинающему лектору» Хорошая речь должна удовлетворять многим требованиям… Речь лучше не читать по бумажке… Не будь многословен… Говори не слишком торопливо, но и не слишком медленно… Не перегружай сообщение обилием цифр и фактов… Твои жесты должны быть скупыми, но достаточно выразительными…
Домашнее задание: 1. Завершить творческое задание. 2. Выписать крылатые выражения, представляющие собой БСП. Спасибо за урок! До свидания!