Цель: познакомить с особенностями жанра творчества «авторская песня», привить любовь к поэзии.
Порой бывает трудно объяснить, почему всплывают в памяти те или иные поэтические строчки. Странно, что пафос и интим так легко объединяются, когда речь заходит об авторской песне. И так легко это объяснимо: в годы пафоса очень хочется человеческого. Что может быть важнее человеческого понимания? Это великий дар любить и понимать человека, уметь разделить с ним радость и горе, не стесняться проявлять доброту, которой так не хватает в наш ожесточенный век. Порой бывает трудно объяснить, почему всплывают в памяти те или иные поэтические строчки. Странно, что пафос и интим так легко объединяются, когда речь заходит об авторской песне. И так легко это объяснимо: в годы пафоса очень хочется человеческого. Что может быть важнее человеческого понимания? Это великий дар любить и понимать человека, уметь разделить с ним радость и горе, не стесняться проявлять доброту, которой так не хватает в наш ожесточенный век.
Вечера авторской песни... Вечера авторской песни... Два-три часа на сцене близко от нас стоит человек с гитарой и поет свои песни. Атмосфера дружеской расположенности и взаимного доверия. Называли по-разному: «гитарная», «молодежная», «городская», «поэтическая», «самодеятельная», «студенческая», «туристская», «самоходная». Два-три часа на сцене близко от нас стоит человек с гитарой и поет свои песни. Атмосфера дружеской расположенности и взаимного доверия. Называли по-разному: «гитарная», «молодежная», «городская», «поэтическая», «самодеятельная», «студенческая», «туристская», «самоходная».
Начнем сначала. Начнем сначала год. Сейчас эта дата вызывает вполне определенные ассоциации год. Сейчас эта дата вызывает вполне определенные ассоциации. И думается, что в качестве противостояния этому страшному времени и появились первые авторские песни. И думается, что в качестве противостояния этому страшному времени и появились первые авторские песни.
Г.Лепский и П.Коган
Этот же год. Осень. Москва. Два совсем еще мальчика школьник Жора Лепский и студент-первокурсник ИФЛИ (Институт философии, литературы и искусства) и Павел Коган пишут песню. Пожалуй, неожиданно даже для самих себя. И пишут именно «для себя». Этот же год. Осень. Москва. Два совсем еще мальчика школьник Жора Лепский и студент-первокурсник ИФЛИ (Институт философии, литературы и искусства) и Павел Коган пишут песню. Пожалуй, неожиданно даже для самих себя. И пишут именно «для себя».
Надоело говорить и спорить. И любить усталые глаза. Во флибустьерском дальнем синем море Бригантина поднимает паруса
Вот уже Жора подсаживается к роялю, и через несколько часов совместными усилиями появляется на свет песенка, которой суждено стать ПЕРВОЙ. Вот уже Жора подсаживается к роялю, и через несколько часов совместными усилиями появляется на свет песенка, которой суждено стать ПЕРВОЙ.
Не суть важно, была ли она прекрасной или средней. Наверное, было в ней много поэтических неточностей, спорных образов, детского романтизма. Но песня зажила своей, уже ни от кого не зависящей жизнью. Один из ее авторов поэт Павел Коган погиб в 1942 году под городом Новороссийском во время Великой Отечественной войны. Один из ее авторов поэт Павел Коган погиб в 1942 году под городом Новороссийском во время Великой Отечественной войны.
Представителей авторской песни называли в разные времена «бардами», «певцами-поэтами», «самодеятельными исполнителями». Сами они называют себя авторами. Термин «авторская» закрепился в печати в 60-х годах. Представителей авторской песни называли в разные времена «бардами», «певцами-поэтами», «самодеятельными исполнителями». Сами они называют себя авторами. Термин «авторская» закрепился в печати в 60-х годах. Для тех, кто не знаком с авторской песней слово «атланты» скорее всего, вызывает в памяти образ знаменитых каменных фигур у Эрмитажа. Для тех, кто с авторской песней знаком, атланты это герои очень популярной песни: Для тех, кто не знаком с авторской песней слово «атланты» скорее всего, вызывает в памяти образ знаменитых каменных фигур у Эрмитажа. Для тех, кто с авторской песней знаком, атланты это герои очень популярной песни:
Когда на сердце тяжесть И холодно в груди, К ступеням Эрмитажа Ты в сумерках приди, Где, без питья и хлеба, Забытые в веках Атланты держат небо На каменных руках.
Все ясно и легко узнаваемо. Эрмитаж. Фигуры атлантов. Картина, созданная словами. И вот финал, столь важный для понимания сути жанра авторской песни: «И жить еще надежде до той поры, пока атланты небо держат на каменных руках». Эта песня, «Атланты», одна из самых известных. Ее исполнением заканчиваются многие концерты в разных городах страны. Автор очень талантливый человек. Это геофизик, доктор наук, поэт Александр Городницкий. Все ясно и легко узнаваемо. Эрмитаж. Фигуры атлантов. Картина, созданная словами. И вот финал, столь важный для понимания сути жанра авторской песни: «И жить еще надежде до той поры, пока атланты небо держат на каменных руках». Эта песня, «Атланты», одна из самых известных. Ее исполнением заканчиваются многие концерты в разных городах страны. Автор очень талантливый человек. Это геофизик, доктор наук, поэт Александр Городницкий.
Александр Городницкий
«Атлантами» зачастую называют первое поколение бардов тех, чье творчество начиналось в 40-е, 50-е годы XX века. Их песни золотой фонд жанра, а сами они и сейчас пользуются огромной популярностью. «Атлантами» зачастую называют первое поколение бардов тех, чье творчество начиналось в 40-е, 50-е годы XX века. Их песни золотой фонд жанра, а сами они и сейчас пользуются огромной популярностью.
Булат Окуджава
Владимир Высоцкий
Александр Галич
Михаил Анчаров
Новелла Матвеева
Ада Якушева
Юлий Ким
Евгений Клячкин и Юрий Кукин
Юрий Визбор
А вот еще один из корифеев авторской песни Юрий Визбор. А вот еще один из корифеев авторской песни Юрий Визбор. Юрий Визбор один из наиболее ярких представителей старшего поколения бардов, стоял у истоков авторской песни. Песни годились для любой аудитории, любой обстановки, любого времени года. Ему судьба отмерила короткий срок. Юрий Визбор один из наиболее ярких представителей старшего поколения бардов, стоял у истоков авторской песни. Песни годились для любой аудитории, любой обстановки, любого времени года. Ему судьба отмерила короткий срок.
В автобиографии Визбор писал о себе: «Я полагал, что стану либо футболистом, либо летчиком. Под футбол отводилась ежедневная тренировочная «база» в близлежащем парке, а под небо московский аэроклуб, куда я с девятого класса и повадился ходить». В автобиографии Визбор писал о себе: «Я полагал, что стану либо футболистом, либо летчиком. Под футбол отводилась ежедневная тренировочная «база» в близлежащем парке, а под небо московский аэроклуб, куда я с девятого класса и повадился ходить». По образованию педагог, по призванию… По образованию педагог, по призванию…
Он не стал ни футболистом, ни летчиком. Не стал писателем, хотя успел написать несколько ярких, самобытных рассказов. Не стал киноактером, хотя снялся в восемнадцати художественных фильмах, не стал звездой журналистики, хотя придумал новый жанр радиопублицистики «песня- репортаж». Важнейшая тема тема человеческого подвига. Жизненный срок в 52 года отметил его как талантливого дилетанта. Он не стал ни футболистом, ни летчиком. Не стал писателем, хотя успел написать несколько ярких, самобытных рассказов. Не стал киноактером, хотя снялся в восемнадцати художественных фильмах, не стал звездой журналистики, хотя придумал новый жанр радиопублицистики «песня- репортаж». Важнейшая тема тема человеческого подвига. Жизненный срок в 52 года отметил его как талантливого дилетанта.
Почему именно Юрий Визбор был и остается одним из самых любимых бардов? Пожалуй, потому, что он пел о своей жизни, говорил о том, что волнует его самого, рассказывал о своем понимании любви и ненависти, дружбы и предательства, трусости и мужества. Пел о своем а люди узнавали себя. Почему именно Юрий Визбор был и остается одним из самых любимых бардов? Пожалуй, потому, что он пел о своей жизни, говорил о том, что волнует его самого, рассказывал о своем понимании любви и ненависти, дружбы и предательства, трусости и мужества. Пел о своем а люди узнавали себя.
Какая музыка была, Какая музыка звучала! Она совсем не поучала, А лишь тихонечко звала. Звала добро считать добром, А хлеб считать благодеяньем, Страданье вылечить страданьем, А душу греть вином или огнем.