Либеральные реформы в России 60-70г.г. XIX века
Земская реформа 1864 год Что было раньше? Помещики управляли своими крестьянами На более высоком уровне – чиновники На верхнем уровне – столичное чиновничество Что теперь?
Дворянство Духовенство Крестьяне Мещане Функции земств: 2. Выбирают руководящие органы. 3. Формируют структуру управления. 1.Сами выбирают направления своей деятельности: школьное начальное образование, инвалиды, престарелые, лечебницы, статистика и т.д. социальная сфера нет доступа в политику Земство- выборный орган местного управления на уездном и губернском уровне
Принципы деятельности: a)Децентрализация b)Самоуправление c)Самофинансирование Земство - буржуазная структура ( зародыш конституции) Демократичность Н ародное представительство Выборность шаг к демократии
Буржуазные чертыФеодальные пережитки 1) Создание выборных учреждений, ведающих местным управлением 1)Выборы носили сословный характер 2)Все руководящие посты занимали представители дворянства 3)Не обладали законодательной инициативой
Городская реформа 1870г. Городом управлял градоначальник Городской голова (в 509 городах) Сенат назначают Городская управа Губернатор выбирают контроль Городская дума (на 4 года, имущество, уплата налогов городу) Функции: 1)Городское хозяйство 2)Народное образование и культура 3)Здравоохранение
Значение реформ управления: Развитие местного самоуправления способствовало возникновению независимой от властей, неконтролируемой ими общественной жизни. Шаг к буржуазной демократии. Буржуазные чертыФеодальные пережитки 1)Выборы внесословные 2)Ведущую роль играла крупная буржуазия 1)Выборы на основе имущественного ценза 2)Губернатор контролирует деятельность Городских дум.
Судебная реформа 1864г. Раньше: Крестьян судил помещик В городе судебное разбирательство находилось в руках полицейского, городничего Суд был тайным Возможны телесные наказания
Принципы судебной реформы 1.Выборность мировой судья избирается Думой или Земским собранием, утверждается Сенатом Условия избрания: - с 25 лет - владение имуществом (400 десятин земли или недвижимость на сумму 15 тыс. рублей МНОГО!!! ) - образование ( высшее или среднее) - опыт работы - 3 года судебной практики
2. Несменяемость судей 3. Суд бессословный ( одинаковые решения для всех сословий) 4. Суд гласный( присутствие журналистов на суде; разрешение писать об этом в газетах) 5. Суд независимый ( следствие отделялось от полиции; высокая зарплата от 2,5 до 9 тыс. рублей)
6. Состязательность суда ( адвокат, прокурор) 7. Участие присяжных заседателей ( на сессию избиралось 30 присяжных, которые по жребию выделяли на заседание – 18 человек) К концу 80-х г.г. Среди присяжных: 15%- дворянство 10%-купечество 13%- мещане 55%- крестьянство
Механизм работы суда Присяжные заседатели отвечают на вопрос « Виновен или нет ?» ( достаточно жизненного опыта) Если «ДА» – судья решает какое вынести наказание (нужны юридические знания) Если «НЕТ» – подсудимого выпускают С 1879г. – система упростилась: А) народники Б) террористические акты Начались политические процессы: -Без предварительного следствия -Без свидетельских показаний -К смертной казни( без обжалования) тенденция на ужесточение реформ
Военная реформа 1874г. Раньше: -Рекрутские наборы -25 лет воинской службы -Сословный принцип формирования армии: Офицеры- дворяне Солдаты- крестьяне - Техническая отсталость
С 1871г. Внесословная военная повинность Срок службы: Для солдат 6лет+ 9 запаса Для офицеров 7лет+ 3 запаса Поблажки для: - Единственного кормильца в семье (1серьга) -Представителей исчезающих наций, народов (2 серьги) -Имеющих образование а) высшее - 6 месяцев б) гимназия -1,5 года в) гор. училище – 3 года г) нач. классы – 4 года
Большая роль в проведении военной реформы отводилась военному министру А.Д.Милютину. Образовано 15 военных округов Перевооружение армии
Шаг к реформе печати 1865г. Было: жесткая предварительная цензура Стало: снята предварительная цензура. Цензор читал только массовые издания. Университетский Устав. Административно-хозяйственно –самостоятельны Отменялись вступительные экзамены ректоры и профессора избирались Повышалась плата за обучение Один из обязательных предметов- Закон Божий Увеличились права министра образования и Попечительских Советов Арест в здании Университетов не допускался
Итоги реформ Эти реформы- эволюция к БУРЖУАЗНОЙ МОНАРХИИ Появились демократические островки в бюрократическом море : Городская Дума, Суд Земства Автономия университетов
Реформы проводились СВЕРХУ -слабость, неорганизованность общественных сил -ШАГ к ПРАВОВОМУ ГОСУДАРСТВУ, а гражданское общество на нуле( нет поддержки гражданского общества) -Не было СОЦИАЛЬНОЙ БАЗЫ реформ нет класса, на котором держится гражданское общество – среднего класса