Буянова Ольга Викторовна учитель начальных классов
Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь. Л.Г. Петерсон
учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину, размышляя.
Эффективная и быстрая адаптация школьников к учебной деятельности. Повышение интереса к предмету. Развитие основных познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия). Развитие инициативы, самостоятельности, творческого потенциала учащихся. Включение учащихся в поисковую деятельность по предмету. Развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию.
Определить условия, стимулирующие познавательную активность учащихся. Разработать конкретные методические приёмы, с помощью которых учитель может пробудить и развивать познавательную активность учащихся на уроках через самостоятельную работу. Показать на примере практического материала возможность достижения познавательной активности на уроках при самостоятельной работе.
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз.
целенаправленно усиливать познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) учащихся, побуждать их затрачивать энергию, прилагать волевые усилия для усвоения знаний и умений, преодолевая трудности.
проблемное изложение материала; комментированные упражнения; самостоятельная работа учащихся; творческая работа детей; формирование стимулов к учению.
дидактические игры моделирование занимательность проведение нетрадиционных уроков.
Проблемная ситуация на уроке позволяет ученику : наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.
«Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял»
Хорош только тот метод обучения, который активизирует его только на запоминание изучаемого материала. То, чего человек не приобрел путем своей самостоятельности, - не его.
«Ученикам следует передавать не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания»
неустойчивое внимание преобладание наглядно-действенного мышления повышенная двигательная активность стремление к игровой деятельности разнообразие познавательных интересов.
«…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока» Ш.А. Амонашвили
При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований выдвинуты следующие:
Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.
Система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне.
Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у учащихся разнообразных умений и навыков.
Последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ должна логически вытекать из предыдущих и готовить почву для выполнения последующих. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не только «ближние», но и «дальние» связи.
1. приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания; 2. закрепление и уточнение знаний; 3. выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач; 4. формирование умений и навыков практического характера; 5. формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.
достигается оптимальный темп работы ученика; легко достигается уровневая дифференциация обучения; у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.
Обучающие Тренировочные Закрепляющие Повторительные Развивающие Творческие Контролирующие
Работа с книгой Решение и составление задач Практические работы Подготовка докладов, рефератов
Репродуктивные Эвристические Реконструктивно-вариативные Исследовательские
По степени индивидуальности Общеклассные (вариантовые, дифференцированные) Групповые Индивидуальные
Устные Письменные Тесты
Классные Домашние