Основной вопрос о самобытности российской цивилизации
Вместе с христианством пришли первые переводы латинских и греческих отцов церкви, византийских богословов. Попыткой продолжить богословские труды византийцев был труд киевского митрополита Иллариона «Слово о законе и благодати» XI век
«Слово о законе и благодати» Учение о смене в мировой истории ветхозаветной эпохи закона эпохой благодати. О нравственной ответственности человека О включении России в общемировой процесс торжества «истины и благодати»
Период Московского царства «Москва – тритий Рим» Из его обращения к великому князю Василию III. Взгляд на московское государство как наследника исторической роли Византии. Идея выражена в словах игумена псковского монастыря Филофея. «…внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому же не бывать.»
XVII век – обособление философии от богословия. Начало преподавания философских курсов в учебных заведениях нового типа : Киево- Могилянской академии и Славяно-греко- латинской академии Братья Лихуды
XVIII век – интеллектуальный центр «ученая дружина Петра». Ф.Прокопович В.Татищев И.Посошков А.Кантемир
Ф.Прокопович Был одним из первых в России философов – деистов ( природа, созданная Богом, затем начинает самостоятельное развитие; Развитие практических наук надо поощрять.
В.Н.Татищев «История Российская с самых древнейших времен». Стремление подняться над фактологическим изложением событий; Основой общественных изменений считал «силу человеческого разума»; Бытие народов рассматривал по аналогии с жизнью человека.
А.Кантемир – автор философско-сатирических стихов и притч. Особое внимание уделял проблемам нравственности – «я в своем хотении волен и тем подобен Богу», т.е. человек полностью ответственен за свои поступки.
Послепетровская эпоха ( XVIII век) М.В.Ломоносов Центром философской мысли становится Московский университет Философский факультет должен быть обязательной 2-х годичной начальной ступенью. А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
Философские искания XIX века П.Я.Чаадаев «Философические письма» – в осуществлении истории есть Божья воля, Запад избран провидением, а отсталая Россия – на обочине цивилизованного мира; в более поздних работах писал, что Россия имеет свою историческую миссию «…ответить на важные вопросы, которые занимают человечество».
Чаадаев стоял у истоков западничества Славянофилы : братья Аксаковы, А.С.Хомяков И.В. Кириевский
В.С.Соловьев (1853 – 1900гг) Исходное понятие его учения – категория всеединства : смысл существования всего живого на Земле – стремление к соединению с Божественным логосом Три культуры олицетворяют историю: мусульманский восток (символ - господин и рабы; запад – эгоизм, а примирить их крайности должна третья сила – Россия.
Философская мысль XIXвека представлена не только в академических формах, но и в литературе Л.Н. ТолстойФ.М. Достоевский
Н.А.Бердяев С.Н.Булгаков П.А.Флоренский
В центре внимания – вопрос о цивилизационной принадлежности России.(XXвек) Евразийство – одно из философских течений 20-го века; Россия – Евразия, срединный материк, особый исторический и этнографический мир; Эпоха господства Запада должна смениться лидерством Евразии (антизападные настроения сближали евразийцев и славянофилов); Н.А.Бердяев видел Россию ареной столкновения и противоборства восточных и западных элементов, отсюда – несчастная историческая судьба.