Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время. Лютер Августин Макиавелли Вольтер
Кризис средневековых представлений о человеке и обществе. Философия призвана подтверждать религиозные истины (служанка богословия); Человек – главное творение Бога ( одно из созданий космоса у древних); Осознание линейного характера истории (Судный день) ; АВГУСТИН ФОМА АКВИНСКИЙ Учение о разум и вера существуют «Граде Божьем в гармонии, и Граде Земном» человек может познать суть вещей
Р.Бэкон Пришел к мысли о необходимости более четкого разграничения разума и веры. Приобретение нового знания связано с опытом, а не с верой и опорой на Писание У. Оккам Реальность бога нельзя установить логическими средствами ( к чему стремился Ф. Аквинский), Единственный путь к нему – вера. М.Лютер Вера не только единственная, но прямая и непосредственная связь с Богом.
Эпоха Возрождения Влиятельным направлением духовной культуры становится – ГУМАНИЗМ; Усиление внимания к опыту реальной жизни (развитие эмпирических знаний); КОПЕРНИК ГАЛИЛЕЙ НЬЮТОН
Политика и государство: новый взгляд Макиавелли Цель политики – приход к власти и ее сохранение; Правитель выше морали и права; Ш. Монтескье Сделал вывод о необходимости выделения третьей независимой ветви власти - законодательной Т. Гоббс В догосударственном состоянии происходила «война всех против всех»; Начало государству дает общественный договор. Дж. Локк Пришел к выводу о необходимости разделения властей на законодательную и исполнительную
Просвещение: вера в разум и прогресс. «Из всех живых существ человек наиболее совершенен» (Вольтер)
Ж.Ж.Руссо разделял многие взгляды философов- просветителей, но по ряду вопросов выдвигал собственные Считал человека добрым по природе, но зло связывал не с невежеством, а с самой цивилизацией, которая извратила природу человека; Был противником частной собственности
Утопический социализм принятое в исторической и философской литературе обозначение предшествовавшего марксизму учения о возможности преобразования общества на социалистических принципах марксизму К. А. Сен-СимонК. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн «основатели социализма»Ш. ФурьеР. Оуэн
Сен-СимонФурье 1. Ступени Первобытное Дикость. развитияидолопоклонство. Варварство. общества. Рабство. Цивилизация. Феодально-сословный Обществовсеобщей строй.гармонии. Индустриально- промышленное общество. 2.Мировоззрение »Страсти - стремленияи влечения ДвижущиеИндустрия человеческой натуры. развития. Социальные силы, господствующие во всех сферах общества. 3. ПереходУстановление социализма процесс объективный и закономерный. к социализму.Отрицают революционный скачок. Социализм наступит, когда люди поймут его преимущества. Закономерность перехода к социализму по А.Сен-Симону и Ш.Фурье.
.Идеал общественного устройства. Реформировать существующий строй необходимо, но исключительно мирным путем с целью создать общество, живущее по принципу "от каждого - по способностям, каждому по труду". Общество, состоящее из производственно- трудовых товариществ, - "фаланг" - которые занимаются промышленным и сельскохозяйственным трудом. Считал нужным организовать кооперативные товарищества на коммунистических началах, где люди занимались бы умственным и физическим трудом. Путь преобразования общества. Общественный строй можно изменить только путем убеждения и реформ, исключая какое-либо насилие. Хотел увлечь людей своим примером, наглядно показать преимущества нового общества путем организации фаланг. Нужно ознакомить людей с планами преобразования общества при помощи прессы и митингов, а затем увлечь их личным примером. А. Сен-Симон Ш. Фурье Р. Оуэн
Становление общественных наук XYIII – XIX в. становление научного обществознания Экономика, А. Смит Исследовал влияние разделения труда на эффективность производства; Развил идею о труде как главном источнике богатства; Обосновал теорию стоимости; К основным источникам процветания относил господство частной собственности; В социальной структуре выделял классы наемных работников, капиталистов и землевладельцев (по источникам доходов). Социология, О.Конт и Г.Спенсер Конт ввел понятие «социальная статика» – состояние общества и его основные структуры и «социальная динамика» – общественные изменения; основной фактор развития – духовный рост; Спенсер первым применительно к обществу использовал понятие системы, института, структуры; Выдвинул идею об усложнении общественной организации с развитием общества; Попытался использовать идею естественного отбора применительно к обществу (под влиянием учения Дарвина)
2&page=2 be%d1%81%d1%83%d0%b4%d0%b0%d1%80% d1%8c- %d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%bb%d 0%be- %d0%bc%d0%b0%d0%ba%d0%b8%d0%b0%d0 %b2%d0%b5%d0%bb%d0%bb%d0%b8/ &zone=1003