Деятельность человека, ее основные формы
Деятельность –способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека Деятельность человекаДеятельность животного Приспособление к природной среде путем ее преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв свой образ жизни. Приспособление к условиям среды путем перестройки собственного организма ( мутация) Целеполагание в деятельности Целесообразность в поведении
Деятельность человекаДеятельность животного Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы Воздействие на среду специально изготовленными средствами труда; создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека Воздействие на среду осуществляется органами тела, созданными природой. Отсутствие способности изготавливать орудия труда с помощью ранее созданных средств Продуктивный, творческий, созидательный Потребительский характер: не создает ничего нового по сравнению с тем. Что создала природа
Основные компоненты деятельности Субъект деятельности – это тот, кто осуществляет деятельность ( человек, коллектив, общество) Объект деятельности – это то, на что направлена деятельность ( предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека) МотивЦель Методы и средства Процесс Результат (процесс)
Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В качестве мотивов могут выступать : потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции, идеалы.
Цель деятельности- это осознанный образ того результата. На достижение которого направлено действие человека. Действие – это процесс, направленный на реализацию поставленной цели. Виды действий ВидЕго сущность Целенаправленное действие Характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целенаправленно действует на тот индивид, чье поведение ориентировано на цель. Средства и побочные результаты его действий.
ВидЕго сущность Ценностно- рациональное действие Характеризуется осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте и т.д. Аффективное (лат.affectus –душевное волнение) Обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аффекта, если стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и т.д. Традиционное действие Основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки
Виды деятельности, в которые неизбежно вступает человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых.
Характерные черты игры Происходит в условной ситуации, которая быстро меняется; В ее процессе используются замещающие предметы; Нацелена на удовлетворение интереса ее участников; Способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.
Общение –это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Коммуникация - (от лат. communicatio - сообщение, передача) - передача информации от одной системы к другой посредством специальных материальных носителей, сигналов. В человеческом обществе коммуникация осуществляется между индивидами, группами, организациями, государствами, культурами посредством знаковых систем (языков).посредствоммеждувидаязык
Линия сравнения ОбщениеИнформационная коммуникация 1.Общее Обмен информацией 2. РазличиеПолучатель информации - человек Получатель информации – человек, животное, машина Взаимный обмен при активном участии каждого субъекта Однонаправленный поток информации при отсутствии или при формальном характере обратной связи Усиление общности участников Участники остаются обособленными
Структура общения Субъект- тот, кто является инициатором общения( отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом) Цель – это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении Содержание –это та информация, которая передается в межличностных контактах от одного к другому Получатель информации Средства – это способы передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения ( с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.)
ОБЩЕНИЕ
Учение– это вид деятельности. Целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Труд – это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата
Классификация деятельности Материальная( практическая); Духовная; Материально- производственная; Социально-преобразовательная; Познавательная; Ценностно- ориентированная; Прогностическая.
Творчество-это вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее Механизмы творческой деятельности: -Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний; -Воображение- способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании. -Интуиция –знание, условия получения которого не осознаются.
Вывод: деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами: Сознательный характер – человек сознательно выбирает цели деятельности и предвидит ее результаты; Продуктивный характер – направлена на получение результата ( продукта); Преобразующий характер – человек изменяет окружающий мир и самого себя; Общественный характер – человек в процессе деятельности вступает в разнообразные отношения с другими людьми.