Ю. М. Нагибин «Зимний дуб». Ю. М. Нагибин «Зимний дуб». Учитель СОШ 3 Усманова С.А.
Цели урока: Познакомиться с некоторыми биографическими фактами из жизни и творчества писателя. Познакомиться с некоторыми биографическими фактами из жизни и творчества писателя. Разобрать рассказ. Разобрать рассказ. Воспитывать чувство любви к природе. Воспитывать чувство любви к природе.
Опережающее задание. Выписать из текста ранее незнакомые слова. Выписать из текста ранее незнакомые слова. Составить план к рассказу. Составить план к рассказу.
Биографические данные писателя. Год рождения 1920 – Год рождения 1920 – Участник Великой Отечественной войны. Участник Великой Отечественной войны. Автор рассказов «Человек с фронта», «Большое сердце», «Зимний дуб» и другие. Автор рассказов «Человек с фронта», «Большое сердце», «Зимний дуб» и другие. Фильмы, снятые по сценариям Ю.Нагибина: «Председатель», «Чистые пруды», «Девочка эхо» и др. Фильмы, снятые по сценариям Ю.Нагибина: «Председатель», «Чистые пруды», «Девочка эхо» и др. Произведения, посвященные детям. Произведения, посвященные детям.
Словарная работа. Нахлобучить Нахлобучить Снисходительно Снисходительно Душевная нянечка Душевная нянечка Матерчатые руки Матерчатые руки Бурелом Бурелом Полынья Полынья надеть, надвинуть шапку низко на лоб надеть, надвинуть шапку низко на лоб немного свысока немного свысока санитарка, работаящая в душевом отделении санатория санитарка, работаящая в душевом отделении санатория мягкие, словно из материи мягкие, словно из материи лес, поваленный бурей лес, поваленный бурей незамерзшее место на ледяной поверхности реки, озера незамерзшее место на ледяной поверхности реки, озера
Определение темы и идеи рассказа. Проверим Д. з. (составление плана). Проверим Д. з. (составление плана). Сколько эпизодов вы выделили? Сколько эпизодов вы выделили? Определите центральный эпизод. Определите центральный эпизод.
«…уже приобрела славу умелого, опытного преподавателя…» «…уже приобрела славу умелого, опытного преподавателя…» Можно ли считать эту оценку главной в определении профессиональных и человеческих качеств молодой учительницы? Аргументируйте свое суждение. Можно ли считать эту оценку главной в определении профессиональных и человеческих качеств молодой учительницы? Аргументируйте свое суждение. Какова роль пейзажных описаний? Выделите одно из них, несущее, на ваш взгляд, значительную идейно-художественную нагрузку. Какова роль пейзажных описаний? Выделите одно из них, несущее, на ваш взгляд, значительную идейно-художественную нагрузку.
О зимнем дубе сказано «могучий великодушный страж леса». О зимнем дубе сказано «могучий великодушный страж леса». Что это за приём? Что это за приём? Какой эмоционально-смысловой оттенок придает это слово всей метафоре? Какой эмоционально-смысловой оттенок придает это слово всей метафоре? Какие изобразительные средства использованы писателем в пейзажном описании? Какие изобразительные средства использованы писателем в пейзажном описании? Какова роль сравнений, метафор, эпитетов, создающих образ зимнего дуба? Найдите примеры, прокомментируйте их. Какова роль сравнений, метафор, эпитетов, создающих образ зимнего дуба? Найдите примеры, прокомментируйте их. В речи Савушкина встречается просторечная лексика. Какова роль таких слов? В речи Савушкина встречается просторечная лексика. Какова роль таких слов?
Итоги урока. Какова идея данного рассказа? Какова идея данного рассказа?