Игры в «Кавказских пленников и «Робинзонов» в рассказах Саши Чёрного. Знакомство с писателем первой волны эмиграции, мастером «детского» юмора.
Словарь Эмиграция- вынужденное или добровольное переселение из своего Отечества в другую страну по политическим, экономическим или другим причинам. Юмор- изображение чего-нибудь в смешном, комическом виде.
Александр Михайлович Гликберг Саша Чёрный ( ) «Это ваш слуга покорный, Он зовётся «Саша Чёрный»… Почему? Не знаю сам» Так писал о своём литературном имени(псевдониме) Александр Михайлович Гликберг. Родился он в Одессе в 1880 году. Отец работал провизором. Семья была небогатая, многодетная. Мальчик поступил в гимназию, но учился там недолго. В семье складывались не совсем хорошие отношения, ребенок это очень сильно переживал, кроме того, он почти не знал материнской ласки. Все это подтолкнуло его к побегу из дома, скитаниям, попрошайничеству, нищенствованию. Саша нашел в себе силы вернуться домой после всех трудностей и злоключений, но родители не приняли его назад в семью.
Этот случай попал в газету. К. К. Роше, житомирский чиновник, был растроган этой историей и взял Сашу к себе. Этот человек оказал благотворное влияние на ребенка, он любил поэзию и смог эту любовь привить подростку. В 1904 г. из печати вышел «Дневник резонера» - это был первый литературный успех. С. Черный переезжает в Петербург и продолжает заниматься литературой. В 1920 г. С. Черный эмигрирует в Берлин, затем в Париж. Разрыв с родиной писатель переживал очень сильно. В 1932 г. у соседей случился пожар. Александр Михайлович Гликберг помогал в тушении огня. Когда все успокоилось, с писателем случился сердечный приступ, и он умер. В историю вошел как юморист, поэт, сатирик.
Знаменитый поэт Саша Черный больше всего в жизни любил детей и зверей. Говорят, что он был похож на Андерсена: не имея собственных детей, трогательно любил чужих, а животные всегда окружали его. Именно его творчество положило начало истории веселой детской книги в России XX в. Помещенные в учебнике рассказы Черного «Кавказский пленник» и «Игорь-Робинзон» своеобразная пародия на известные всем произведения. Я предлагаю вам вместе с автором поиграть в кавказских пленников и робинзонов.
Ваши впечатления от прочитанного Объясните, почему рассказ назван «Кавказский пленник». Каким было впечатление девочек от прочитанного произведения в начале дня? Вспомните, кто из них каким героем хотел быть? Почему у девчонок не возникало желания исполнять роли Жилина и Костылина? Как вы считаете, получилась ли игра? В какие игры вы играли, прочитав литературные произведения?
Что такое «юмор»? Где он спрятался в произведении? Комический эффект создают умные птицы и животные, которые охотно включаются в детскую игру, показывают в ней чудеса ловкости- «Тузик…,будучи кавказским пленником Костылиным, ловко ловил пирожки с капустой (вместо лепёшек, которые сбрасывала девочка Дина Жилину). Забавно и то, что дети играют в героев прочитанных книг, вносят поправки в текст любимых произведений, «додумывают» за писателя счастливый конец сочиняют, что дальше было с героями, вводят в знаменитые произведения новых персонажей: «Сначала они обе будут татарами..., а потом Валя станет Диной, а Катюша ее подругой, и обе помогут пленникам бежать».
Комизм и в необычном употреблении слов, в особенном взгляде на все происходящее:...«воробьи... кувыркались, дрались», «скворец в саду внимательно склонил голову», «непонятливый мальчик Мишка, а Тузик сразу понял, в чем игра заключается...», «Но пришел индюк, выругался на своем индюшачьем языке, клюнул Игоря в кушак, а Гоголя съел» (Игорь слепил из теста бюст Гоголя и поставил его сушиться на солнышке).
Домашнее задание. Подготовить сообщение о писателе. Прочитать рассказ «Игорь-Робинзон»
Презентацию подготовила Шунина Валентина Петровна, учитель русского языка и литературы С. Елизаветинское, Благодарненского р-на, Ставропольского края