Развитие словаря Портнова Анна Юрьевна учитель-логопед МОУ «СОШ 175» Зеленогорск, 2008
План Что такое словарь? Как он формируется? Какие речевые ошибки встречаются у учащихся? Какие существуют методические приёмы при работе над значением нового слова? Какие игры можно использовать для активизации, расширения, уточнения словаря?
СЛОВАРЬ (ЛЕКСИКОН) – запас слов, которым владеет человек. ПАССИВНЫЙ СЛОВАРЬ – часть словарного состава языка, понятная конкретному человеку. АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ – часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневном общении конкретным человеком.
Развитие словарного запаса (по Е.А. Аркину) Возраст минимум максимум
Развитие словарного запаса 1 г. 4 м. – 4-5 слов 1 г. 6 м. – 30 слов 2 г. – 200 слов 6 – 7 л. – слов Среднестатистический молодой человек XXI века активно владеет примерно 32 тысячами слов.
Результаты обследования словарного запаса учащихся с нарушениями речи: бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудность актуализации словаря, часто преобладание пассивного словаря над активным, а также несформированность структуры значения слова.
Речевые ошибки, выявленные в ходе обследования:
Отождествление слов разных по значению, но сходных по звучанию: «куст-кисть» «кобура-конура» «кавалер-кавалерист» «кузнец-кузнечик»
Замена названий предметов, внешне сходных между собой: «фартук-сарафан» «таракан-паук» «душ-фонтан» «полка-подоконник»
Замена названий одних предметов другими, сходными по назначению: «тарелка-миска» «щётка-метла» «чайник-лейка»
Замена одних предметов другими, ситуативно связанными с ними: «цветы-клумба» «конверт-марка» «вода-ведро» «скворец-скворечник»
Замена одного названия другим на основе ситуации, с которой связан предмет: «лёд-каток» «палки-рама» «пальто-вешалка» «лесенка-перила»
Замена названия части предмета или его деталей названием целого: «платье-воротник» «машина-кузов» «окно-подоконник»
Замена слова, обозначающего общее понятие, словом, обозначающим частные понятия: «ботинки-обувь» «тарелки-посуда» «ромашки-цветы»
Замена слова словосочетанием или предложением: «кран льёт воду» - душ «будка для собачки» - конура «копают землю» - яма
Замена названия действия с предметами названиями самих предметов и наоборот: «дверь-открывать» «летать-самолёт» «болеть-лекарство»
Замена названий признаков названиями предметов: железный - «железо» картонный – «картон» деревянный – «деревяшка»
Причины бедности словарного запаса: неблагоприятные социальные условия (языковая среда); низкий уровень познавательной деятельности; ограниченность представлений и знаний об окружающем мире; несформированность интересов; снижение потребности в контактах; слабость вербальной памяти.
Ребенок должен с рождения слышать речь. Говорить с ребёнком медленно, четко выговаривая, простыми предложениями, подкрепляя свои слова действиями и жестами. Общение можно и нужно совмещать с любыми занятиями. Называть предметы и явления действительности. Вводить новые слова. Подбирать антонимы. Учить ребенка обобщать. Читать и разыгрывать сказки. Водить ребенка в музей, цирк, зоопарк, на выставки…
П О Л Е З Н О: Читать вслух. Пересказывать близко к тексту. Работать со словарями. Учить наизусть стихи и прозу, цитаты и афоризмы, пословицы и т.д.
Приемы работы над значением нового слова : Наглядное объяснение (показ предмета или действия, обозначаемым словом), Словесное толкование. Описательный способ. Вся необходимая информация о семантике слова даётся в описательной части, которая вводится в определение словами: тот – кто, то – что, такой – который, так – что и др. Способ логического определения (подведение слова под ближайший род и выделение видовых признаков) в сочетании с иллюстрацией. Способ перечисления предметов, признаков, действий, которые называются данным словом. Способ подбора синонимов тождественных или близких по своему лексическому значению. Способ подбора антонимов. Способ одновременного подбора синонимов и антонимов. Способ объяснения слов через анализ морфологической структуры и словообразования. Способ этимологического анализа.
И ПОМНИТЕ: