Развитие словаря Портнова Анна Юрьевна учитель-логопед МОУ «СОШ 175» Зеленогорск, 2008.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ : «АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» Подготовила и провела.
Advertisements

Подготовила и провела: воспитатель I категории Васильева Ольга Викторовна КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ С.
« Первоначальная функция речи – коммуникативная. Речь есть прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания » Л. С. Выготский.
Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи Учитель-логопед Никонова И.Л.
Формирование лексико- грамматического строя речи у слабослышащих.
Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста учитель-логопед Левдина Елена Евгеньевна.
Виды заданий по развитию речи на уроках литературного чтения по УМК «Школа 2100» Автор: Грицевич Марина Юрьевна Автор: Грицевич Марина Юрьевна учитель.
Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
Обучение лексике. Что означает владеть лексикой? Особенности функционирования любой языковой единицы проявляются в 2х планах: семасиологический аспект.
Составила: учитель-логопед Кузнецова Н.Ю.. 1. Обогащение речи дошкольника грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими)
Уточнение, расширение, активизация словаря Игры с мячом.
Использование лексико – грамматических игр в коррекционно – развивающей работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста МАДОУ детский сад 10 Короткова.
Использование приёмов мнемотехники в работе по развитию речи детей. Самопрезентация воспитателя МДОУ д/с «Радуга» Савельевой Наталии Валерьевной.
Д А И Б В Ж Е ЗКА Б В Ж З Е К Развитие исследовательской деятельности и формирование коммуникативных навыков через интеграцию урочной.
Как увеличить свой словарный запас? Советы для обучающихся подготовила учитель русского языка и литературы Волкова Т.И.
Формирование лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием словесных игр Выполнила: Бузыгина Н.И. Научный руководитель:
Интегрированных занятий по развитию речи для учеников 1- х классов интенсивной педагогической коррекции с русским языком обучения.
Опыт связан с системой занятий с детьми, в ходе которых используются эффективные методы и приёмы, способствующие формированию связной речи.
Автор: Учитель-логопед Климчук Наталья Ивановна..
Своевременное и правильное развитие речи – гарантия правильного формирования всей психической деятельности ребёнка. Логопед МОУ СОШ 19 Гуцан А.Я.
Транксрипт:

Развитие словаря Портнова Анна Юрьевна учитель-логопед МОУ «СОШ 175» Зеленогорск, 2008

План Что такое словарь? Как он формируется? Какие речевые ошибки встречаются у учащихся? Какие существуют методические приёмы при работе над значением нового слова? Какие игры можно использовать для активизации, расширения, уточнения словаря?

СЛОВАРЬ (ЛЕКСИКОН) – запас слов, которым владеет человек. ПАССИВНЫЙ СЛОВАРЬ – часть словарного состава языка, понятная конкретному человеку. АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ – часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневном общении конкретным человеком.

Развитие словарного запаса (по Е.А. Аркину) Возраст минимум максимум

Развитие словарного запаса 1 г. 4 м. – 4-5 слов 1 г. 6 м. – 30 слов 2 г. – 200 слов 6 – 7 л. – слов Среднестатистический молодой человек XXI века активно владеет примерно 32 тысячами слов.

Результаты обследования словарного запаса учащихся с нарушениями речи: бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудность актуализации словаря, часто преобладание пассивного словаря над активным, а также несформированность структуры значения слова.

Речевые ошибки, выявленные в ходе обследования:

Отождествление слов разных по значению, но сходных по звучанию: «куст-кисть» «кобура-конура» «кавалер-кавалерист» «кузнец-кузнечик»

Замена названий предметов, внешне сходных между собой: «фартук-сарафан» «таракан-паук» «душ-фонтан» «полка-подоконник»

Замена названий одних предметов другими, сходными по назначению: «тарелка-миска» «щётка-метла» «чайник-лейка»

Замена одних предметов другими, ситуативно связанными с ними: «цветы-клумба» «конверт-марка» «вода-ведро» «скворец-скворечник»

Замена одного названия другим на основе ситуации, с которой связан предмет: «лёд-каток» «палки-рама» «пальто-вешалка» «лесенка-перила»

Замена названия части предмета или его деталей названием целого: «платье-воротник» «машина-кузов» «окно-подоконник»

Замена слова, обозначающего общее понятие, словом, обозначающим частные понятия: «ботинки-обувь» «тарелки-посуда» «ромашки-цветы»

Замена слова словосочетанием или предложением: «кран льёт воду» - душ «будка для собачки» - конура «копают землю» - яма

Замена названия действия с предметами названиями самих предметов и наоборот: «дверь-открывать» «летать-самолёт» «болеть-лекарство»

Замена названий признаков названиями предметов: железный - «железо» картонный – «картон» деревянный – «деревяшка»

Причины бедности словарного запаса: неблагоприятные социальные условия (языковая среда); низкий уровень познавательной деятельности; ограниченность представлений и знаний об окружающем мире; несформированность интересов; снижение потребности в контактах; слабость вербальной памяти.

Ребенок должен с рождения слышать речь. Говорить с ребёнком медленно, четко выговаривая, простыми предложениями, подкрепляя свои слова действиями и жестами. Общение можно и нужно совмещать с любыми занятиями. Называть предметы и явления действительности. Вводить новые слова. Подбирать антонимы. Учить ребенка обобщать. Читать и разыгрывать сказки. Водить ребенка в музей, цирк, зоопарк, на выставки…

П О Л Е З Н О: Читать вслух. Пересказывать близко к тексту. Работать со словарями. Учить наизусть стихи и прозу, цитаты и афоризмы, пословицы и т.д.

Приемы работы над значением нового слова : Наглядное объяснение (показ предмета или действия, обозначаемым словом), Словесное толкование. Описательный способ. Вся необходимая информация о семантике слова даётся в описательной части, которая вводится в определение словами: тот – кто, то – что, такой – который, так – что и др. Способ логического определения (подведение слова под ближайший род и выделение видовых признаков) в сочетании с иллюстрацией. Способ перечисления предметов, признаков, действий, которые называются данным словом. Способ подбора синонимов тождественных или близких по своему лексическому значению. Способ подбора антонимов. Способ одновременного подбора синонимов и антонимов. Способ объяснения слов через анализ морфологической структуры и словообразования. Способ этимологического анализа.

И ПОМНИТЕ: