Развитие личности в тоталитарном государстве (по роману Евгения Замятина «Мы» и повести Андрея Платонова «Котлован»)
Оглавление: Портрет эпохи Что такое тоталитаризм? Утопия и антиутопия Повесть «Котлован» Роман «Мы» Заключение
Портрет эпохи После революции 1917 года в русской литературе утвердилось направление социалистического реализма. Произведения советских писателей посвящались событиям гражданской войны, коллективизации, гигантским стройкам. Но в это же время появились и произведения, авторы которых пророчески предупреждали об опасностях, поджидавших социалистическую идею на пути превращения ее в действительность.
Идеи социализма, спроецированные в будущее, давали неожиданную и довольно безрадостную картину. Произведения такого плана получили название антиутопии, в противовес утопическим произведениям прошлого. Авторами таких произведений были А.Платонов и Е.Замятин.
Что такое тоталитаризм? Тоталитаризм (от итал. totalitario) политический режим, характеризующийся крайне широким (тотальным) контролем государства над всеми сторонами жизни общества. Целью такого контроля над экономикой и обществом является их организация по единому плану. При тоталитарном режиме всё население государства мобилизуется для поддержки правительства (правящей партии) и его идеологии, при этом декларируется приоритет общественных интересов над частными.
Примеры тоталитарных государств СССР при Сталине Германия при Гитлере
Утопия и антиутопия Утопия (греч. topos - "место", u-topos - "не место", "место, которого нет") жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества Антиутопия это отрицание принципа утопии, доказательство несостоятельности ее
Платон, «Государство»Платон«Государство» Томас Мор, «Утопия» («Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия») (1516)Томас Мор1516 Томмазо Кампанелла, «Город солнца» («Город Солнца, или Идеальная республика. Политический диалог») (1602)Томмазо Кампанелла«Город солнца»1602 Андреа, Иоганн Валентин, «Христианополь» («Крепость Христа, или Описание республики Христианополь») (1619)Андреа, Иоганн Валентин1619 Фрэнсис Бэкон, «Новая Атлантида» (1627)Фрэнсис Бэкон1627 Сирано де Бержерак, «Иной свет, или Государства и империи Луны»Сирано де Бержерак Дени Верас Д'Алле, «История севарамбов»Дени Верас Д'Алле Бернард Вольф, «Лимбо»Бернард Вольф Луи Мерсье, «2440 год» (1770)Луи Мерсье1770 Хаксли, Олдос, "О дивный новый мир" (1930).Хаксли, Олдос Карел Чапек, "Кракатит", "R.U.R.", "Фабрика Абсолюта", "Война с саламандрами".Карел Чапек Савченко, Владимир, "Пятое путешествие Гулливера".Савченко, ВладимирПятое путешествие Гулливера Юрий Мухин, «Командировка в город солнца» (2000)Юрий Мухин2000 Александр Лазаревич, «Нанотех»Александр Лазаревич Константин Мережковский «Рай Земной» (1903).Константин Мережковский1903
Франсуа Рабле, «Гаргантюа и Пантагрюэль»Франсуа Рабле«Гаргантюа и Пантагрюэль» Герберт Уэллс, «Когда спящий проснётся»Герберт Уэллс«Когда спящий проснётся» Герберт Уэллс, «Остров доктора Моро»Герберт Уэллс«Остров доктора Моро» Джордж Оруэлл, «1984»Джордж Оруэлл«1984» Станислав Лем, «Возвращение со звёзд», «Футурологический конгресс»Станислав Лем«Возвращение со звёзд» «Футурологический конгресс» Джек Лондон, «Железная пята»Джек Лондон«Железная пята» Синклер Льюис, «У нас это невозможно»Синклер Льюис«У нас это невозможно» Энтони Бёрджесс, «Заводной апельсин», «Вожделеющее семя»Энтони Бёрджесс«Заводной апельсин» «Вожделеющее семя» Рэй Бредбери, «451 градус по Фаренгейту»Рэй Бредбери«451 градус по Фаренгейту» Курт Воннегут, «Утопия 14» («Механическое пианино»)Курт Воннегут«Утопия 14» Филип К. Дик, «Свихнувшееся время»Филип К. Дик Иван Ефремов, «Час Быка»Иван Ефремов«Час Быка» Кристофер Прист, «Опрокинутый мир»Кристофер Прист«Опрокинутый мир» Саймак, Клиффорд, «Зачем их звать обратно с небес»Саймак, Клиффорд«Зачем их звать обратно с небес» Евгений Замятин, «Мы»Евгений Замятин Александр Зиновьев, «Глобальный человейник»Александр Зиновьев«Глобальный человейник» Валерий Брюсов, «Республика Южного Креста»Валерий Брюсов Андрей Платонов, «Чевенгур», «Котлован»Андрей Платонов«Чевенгур» Абрам Терц, «Любимов»Абрам Терц«Любимов» Юлий Даниэль, «Говорит Москва»Юлий Даниэль«Говорит Москва» Владимир Войнович, «Москва 2042»Владимир Войнович«Москва 2042» Кир Булычёв, «Любимец», «Перпендикулярный мир»Кир Булычёв«Любимец»«Перпендикулярный мир» Сергей Лукьяненко, «Тринадцатый город»Сергей Лукьяненко«Тринадцатый город» Татьяна Толстая, «Кысь»Татьяна Толстая«Кысь» Вячеслав Рыбаков, «На будущий год в Москве»Вячеслав Рыбаков«На будущий год в Москве»
Повесть А. Платонова «Котлован» В повести «Котлован» Андрей Платонов описывает советское общество в начале его существования и размышляет о перспективах коммунистического строя.В повести «Котлован» Андрей Платонов описывает советское общество в начале его существования и размышляет о перспективах коммунистического строя. Автор начал писать ее в декабре 1929 года, в самый пик великого перелома, или, как говорится в самой повести, в «светлый момент обобществления имущества». Автор начал писать ее в декабре 1929 года, в самый пик великого перелома, или, как говорится в самой повести, в «светлый момент обобществления имущества». Работа писателя над «Котлованом» была закончена в первой половине 1930 года.Работа писателя над «Котлованом» была закончена в первой половине 1930 года. Это антиутопия, критикующая советское общество годов.Это антиутопия, критикующая советское общество годов.
«...Скорей надо рыть землю и ставить дом, а то умрешь и не поспеешь. Пусть сейчас жизнь уходит, как теченье дыханья, но зато посредством устройства дома ее можно организовать впрок для будущего неподвижного счастья и для детства»«...Скорей надо рыть землю и ставить дом, а то умрешь и не поспеешь. Пусть сейчас жизнь уходит, как теченье дыханья, но зато посредством устройства дома ее можно организовать впрок для будущего неподвижного счастья и для детства»
«Зачем... теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением?»
Не убывают ли люди в чувстве своей жизни, когда прибывают постройки? Дом человек построит, а сам расстроится. Кто жить тогда будет?
Роман проникнут раздумьями о российской послереволюционной действительности. В нем угадываются сокровенные мысли о возможных и уже обнаружившихся при жизни писателя извращениях социалистической идеи. Самые тяжелые раздумья вызвала у писателя политика всеобщего строительства коммунизма. Писатель говорил, что партия организованной ненависти и организованного разрушения не способна созидать. Роман Замятина «Мы»
Единое государство – типичный образец тоталитарного государства. Благодетель, Хранители, Часовая Скрижаль, Зеленая Стена и др. – неизменные атрибуты тоталитарного режима.
Идеал жизненного поведения разумная механичность, а все выходящее за ее пределы дикая фантазия. Я перестает существовать как таковое, оно становится клеточкой общего мы, песчинкой коллектива, безликой частью толпы.
В начале романа Д-503 придерживается традиционных для людей Единого Государства взглядов. Влияние революционерки I-330 меняет мировоззрение героя. Даже в тоталитарном государстве личность развивается.
Заключение. Резюме. Развитие личности при тоталитарном режиме на примере героя Вощева в повести А. Платонова «Котлован» Простой рабочий Мысли по поводу смысла жизни – увольнение Работа над котлованом. Новый смысл существования Крах новой идеи. Неопределенность
Развитие личности при тоталитарном режиме на примере героя Д-503 в романе Е. Замятина «Мы» Строитель «Интеграла», восторженный почитатель Благодетеля Знакомство с I-330, другой взгляд на происходящее, возрождение собственного «я» (болезнь – образование души) Принудительная операция. Утрата личности, предательство
Заключение. Выводы В своих произведениях Е.Замятин и А.Платонов показали, что не может быть счастливым общество, не учитывающее запросы и наклонности своих граждан. Но, несмотря на все трудности и ограничения, которые подразумевает тоталитарный режим, человек все равно может развиваться, расти нравственно, становясь ЛИЧНОСТЬЮ.