Тема урока Учитель Потьминской школы Лодырева Лариса Кирилловна
Цели: - сформулировать «своевременные мысли» и вопросы о связи деятельности чиновников и благополучной жизни города, так как правое сознание школьников, начинается с умения «сквозь смех услышать грусть» и с желания бороться со всем «дурным в России»; - побудить детей к самостоятельному анализу образов чиновников в комедии
« В « Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в Росси, какое тогда знал…и за одним разом посмеяться над всем… Сквозь смех… читатель услышал грусть…»
Город - Где происходит действие комедии? - Почему у этого города нет названия? - Что нам известно об этом городке? - Однако о жизни города мы можем судить по состоянию дел в его учреждениях. Скажите о жизни каких заведений города N мы узнаем из комедии? - Какую характеристику ему дает городничий и Хлестаков?
Чиновники По словарю С. И. Ожегова: «Чиновник - государственный служащий, имеющий чин, служебное звание» Земляника Артемий Филипович Ляпкин-Тяпкин Аммос Федорович
Задание: найти чиновника по описанию. Говорит ни громко, ни тихо, ни много,ни мало; Купцов «постоем заморил, хоть в петлю полезай»; Купцов «постоем заморил, хоть в петлю полезай»; В немой сцене он стоит посередине в виде столба с распростертыми руками и закинутою назад головой; Ему принадлежит фраза: «Чему смеетесь? над собой смеетесь!..»; Женат, имеет взрослую дочь. А.А.Сквозник-Дмухановский.
Робеет перед дверями комнаты Хлестакова, весь дрожит и не может выговорить ни слова, а затем летит бегом из комнаты; Смотритель училищ; Имеет чин титулярного советника; «Протухнул насквозь луком»; Один из его подчиненных «никак не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу». Лука Лукич Хлопов
«Точь-в-точь департаменский сторож Михеев,должно быть, также подлец,пьет горькую»; «Простодушный до наивности человек»; «Совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживает»; В разговоре с Хлестаковым все время повторяет фразу: «Так точно-с»; Почтмейстер,надворный советник. Иван Кузьмич Шпекин
Работа по группам. Анализ образа одного чиновника. Земляника: Как и зачем Земляника сообщает Хлестакову о непорядках в городе? Почему Земляника не доносит на городничего? Почему он представился ревизору последним? Шпекин: Как обстоят дела на почте? Почему он распечатывает письма? Почему Гоголь в «Замечаниях для господ актеров» дает ему такую характеристику: «простодушный до наивности человек»? Докажите это. Ляпкин-Тяпкин: Можно ли по фамилии судьи дать ему характеристику? Какую? Как обстоят дела в присутственных местах? Что мы знаем о его карьере? Хлопов: Почему Хлопову не дается характеристика в «Замечаниях для господ актеров»?Составьте сами. Сквозник-Дмухановский: Какие грешки водятся за городничим? Почему городничий поверил, что Хлестаков-ревизор?
О чем грустит Гоголь? «Гоголь грустит о России, ее нравах, порядках. Ему горько, оттого что он не в силах что-либо-изменить в существующем государственном устройстве» «Писатель грустит о том, что его родная страна находится в запустении, что взятки, обман, доносы- все это стало обычным делом, никого не приводящим в ужас». «Гоголь грустит о России и за Россию.Становится очень больно и горько от мысли, что такая страна пропадает по вине жадности, корысти, глупости и невежества чиновников, управляющих ею»
Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру «Каким я хочу видеть свой душевный город?»