Человек есть тайна. Её надо разгадывать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Ф.М.Достоевский.
Некогда считалось, что душа может покинуть человека и переселиться в его изображение. Люди верили в волшебство, способное даровать им вечную жизнь. Но такое волшебство существует. Это …
Несколько тысячелетий назад скульптор- египтянин изваял лик царицы Нефертити. В искусстве был создан новый образ человека; подчеркивались главным образом, милосердие и благость, мягкая красота, одухотворенность. Скульптурный портрет Нефертити работы Тутмеса. Раскрашенный известняк. 1-я четверть 14 в. до н. э. Античное собрание Берлинских национальных музеев.
500 лет назад… Леонардо да Винчи. «Мона Лиза». Лувр, Париж. «Джоконда» кисти Леонардо считается воплощением высшего мастерства и тайны живописи. Загадочная, полупечальная, полувосторженная улыбка, тенью скользнувшая по губам молодой женщины, «лунный» пейзаж на втором плане, гармония и спокойствие всего облика создают образ поэтичный и счастливый, таинственный и прекрасный.
Рембранд 300 лет назад создал свои портреты. И среди них – портрет его матери.
В своих портретах художники удержали этих людей от забвения, от исчезновения, они останутся с нами и теми, кто будет жить после нас.
Из словаря. ПОРТРЕТ (франц. portrait), изображение или описание человека или группы людей; в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир человека, создает типичный образ представителя народа, класса, эпохи. Есть предположение, что слово происходит от латинского глагола, обозначающего – «извлекать на поверхность, обнаруживать, выявлять.
Тема урока : «Подготовка к домашнему сочинению «Сравнительная характеристика двух портретов А.С.Пушкина, созданных замечательными русскими художниками России 19 века.»
Цели урока: Научиться давать сравнительную характеристику на примере двух портретов А.С.Пушкину, используя художественные средства языка; Учиться на текстах современных искусствоведов; Расширить кругозор, обратившись к творчеству великих мастеров прошлого, к шедеврам живописи 19 века; Воспитывать чувства прекрасного;
Л.Н.Толстой, наблюдая за работой живописца, пишущего портрет, заметил, что он с каждым штрихом не только добавляет необходимое, сколько «откидывает ненужное, выявляя самое особенное в наружности изображаемого человека и в натуре его»
Портреты писателей – это портреты самых дорогих наших собеседников, помогающих нам познавать самих себя, законы и тайны человеческого общения, дружбы, любви, указывающих великие идеалы, открывающих глубокий смысл таких слов, как свобода, справедливость отечество, мир. Хороший портрет имеет свою судьбу, свою историю. В нем сходятся, соединяются жизнь и судьба того, кто изображен, и того, кто изобразил.
Выдающийся мастер русского изобразительного искусства романтизма, получивший особую известность как замечательный портретист – это О.А.Кипренский. Незаконный сын помещика А. С. Дьяконова, записанный в семью его крепостного человека А. К. Швальбе. Получив вольную, учился в петербургской Академии художеств ( ) у Г. И. Угрюмова и Г.-Ф. Дуаена. Жил и работал в Москве (1809), Твери (1811), Петербурге (с 1812), в и с 1828 в Риме и Неаполе.
Орест Адамович Кипренский ( ) Сходство с оригиналом подтвердил отец поэта: «Лучший портрет моего сына есть тот, который написан Кипренским…» Портрет был написан летом 1827 г. по заказу его друга А.А.Дельвига. Пушкину он очень понравился, это отношение выражено в дружеском послании «Кипренскому» (июнь 1827г.)
« Кипренскому »(июнь 1827г.) Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз,- И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертельных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит…
Задания: 1.Рассмотрите портрет. Прочтите текст упр Как удалось художнику реализовать свой замысел? 3.Муза (на заднем плане)была нарисована позже по просьбе А.А.Дельвига. Как вы думаете, с какой целью? Соответствует ли эта дополнительная деталь замыслу художника? 4.Прочтите два описания портрета искусствоведов. Что в них общего? Какие используют эпитеты? Попробуйте найти свои слова для описания Пушкина.
Текст 1 «Пушкин изображен в состоянии глубокой сосредоточенности. Взгляд поэта чист и серьезен, поза спокойна. Через плечо его перекинут плащ. Весь облик его лишен черт обыденности. Внутренняя сосредоточенность подчеркивается многозначительным жестом скрещенных на груди рук, ясностью и равновесием простой композиции портрета. В изгибе плотно сомкнутых губ Пушкина есть оттенок горечи, которому вторит выражение глаз, чуть печальных…»
Текст 2 «На смуглом лице читается вдохновение, созревающая поэтическая мысль. Взгляд поэта глубок, но в то же время слегка рассеян… Рот напряженно сжат. И горький изгиб губ, как и некоторая настороженность во взоре показывает невысказанную тревогу».
СоученикомО.А.Кипренского по академии художеств, одним из самых значительных портретистов первой половины 19 века был –В.А.Тропинин, крепостной сначала графа А.С.Миниха, затем И.Моркова. Учился в петербургской Академии художеств, где сблизился с О. А. Кипренским и А. Г. Варнеком. У Моркова был на положении крепостного живописца, обязанного одновременно выполнять хозяйственные поручения помещика. Лишь в 1823 был окончательно освобожден от крепостной зависимости. Получил звание академика, но, отказавшись от карьеры в Петербурге, в 1824 поселился в Москве.
Василий Андреевич Тропинин ( ) Из оценки современников: «Сходство с подлинником поразительное…хотя…не смог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта.» Пушкин заказал этот портрет для друга – С.А.Соболевского и подарил ему в золоченой раме. Портрет был создан зимой гг.(т.е. чуть раньше, чем работ Кипренского). Живя в Москве, поэт позировал художнику. Соболевский хотел видеть друга «неприпомаженным»,а в домашнем халате, растрепанным, с заветным мистическим перстнем на пальце.
Задания: 1.Сравните два описания портрета Тропинина, сделанные современными искусствоведами. 2.Какое отражает вашу точку зрения?
Текст 1 «Пушкин изображен сидящим, в естественной и непринужденной позе. Правая рука, на которой видны два перстня, положена на столик с раскрытой книгой…Он одет в просторный домашний халат с синими отворотами, а шея повязана длинным шарфом. Фон и одежда объединены общим золотисто-коричневым тоном, на котором особенно выделяется лицо, оттененное белизной отворота рубашки,- самое интенсивное красочное пятно в картине является и ее композиционным центром. Художник сумел запечатлеть высокую одухотворенность поэта.»
Текст 2 Поэт изображен у стола. Его рука лежит на листах бумаги; может быть, это - рукопись. Он в халате, ворот рубашки широко распахнут, галстук повязан небрежно… Тропинин очень тонко уловил несколько самых существенных и обаятельных черт Пушкина - в этом его замечательное достоинство. В открытом, ясном и умном взгляде поэта, в его живых, чуть улыбающихся губах, спокойной позе и плавной линии плеч чувствуется большая сила духа и какая-то особенная ясность мироощущения…»
План сочинения по теме: «Два портрета А.С.Пушкина» 1.Время создания, история создания портрета. 2.Замысел художника и его воплощение(выражение лица, взгляд, жесты, поза, одежда; композиция картины, её колорит); 3.Отношение А.С.Пушкина или его друзей, родственников к портрету; 4.Вывод(что сближает работы этих двух художников, в чем разнообразие каждого, ваше отношение к ним).
Подведем итоги: Чтобы живопись и поэзия тронули чью- то душу, на автора и художника должно «сойти вдохновение». Где вдохновенье неподдельно, там есть поэзия. В.Г.Белинский.