turbo.exe основной файл среды
Любой язык обладает алфавитом, синтаксисом и семантикой. В алфавит входит набор символов, использующихся в языке с помощью которых, в дальнейшем, формируются слова и предложения. Синтаксис представляет собой способы соединения слов в словосочетания и предложения, а также соединения предложения в сложные предложения. Семантика позволяет осуществлять трактовку (понимание) слов и фраз, записанных на языке. В алфавит языка входят следующие символы:
Латинские буквы Цифры от A до Z и от a до z 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Специаль- ные символы + - * / = { } [ ] ( )., ; : # ^ := присваивание := присваивание >= больше, либо равно >= больше, либо равно
Все что пишется в программе между символами {...} является комментарием и полностью исключается из программы при её компиляции. а) заголовок; б) раздел описаний; в) раздел операторов.
Program ; {заголовок программы} Uses ; {раздел описания модулей} Uses ; {раздел описания модулей} Label ; {раздел описания меток} Label ; {раздел описания меток} Const ; {раздел описания констант} Const ; {раздел описания констант} Type ; {раздел описания типов} Type ; {раздел описания типов} Var ; {раздел описания переменных} Var ; {раздел описания переменных} Procedure …; {раздел описания подпрограмм (процедур)} Procedure …; {раздел описания подпрограмм (процедур)} Function... ; {раздел описания подпрограмм (функций)} Function... ; {раздел описания подпрограмм (функций)}Begin End. Вся программа записывается фразами. В конце фразы обязательно ставится знак ; (точка с запятой), который символизирует конец фразы и переход к следующей. Вся программа заканчивается знаком. (точка). Все что написано после точки никак не рассматривается.
Переменная – это именованная область оперативной памяти ЭВМ, хранящая какое-либо значение. Переменная как контейнер, в который можно положить информацию, а затем изъять оттуда. Имя переменной предназначено для того, чтобы отличать одну переменную от другой и строится по следующим правилам : 1. Начинается всегда с буквы латинского алфавита. 2. Содержит цифры 0…9 и некоторые символы. 3. Не должно быть длинным. 4. Должно отображать содержимое переменной.
Программы с линейной структурой составляются из операторов присваивания, ввода, вывода. Оператор выполняется следующим образом: вычисляется значение ; получает вычисленное значение (тип выражения должен быть совместим с типом переменной). x:=y+5a:=7 Выражение может включать в себя константы, переменные, знаки операций, функции, скобки. В результате вычисления выражения получается значение определенного типа. Тип выражения определяется типом полученного значения.
Арифметическое выражение – выражение числового типа (целого или вещественного). Арифметические операции: + – сложение – – вычитание * – умножение / – деление div – целочисленное деление (7 div 3=2) mod – деление по модулю (целочисленный остаток от целочисленного деления) (7 mod 3=1)
Abs(x) Модуль аргумента х Arctg(x) Арктангенс (радианы) Cos(x) Косинус ( х в радианах) Exp(x) Экспонента e x Frac(x) Дробная часть х Int(x) Целая часть х Ln(x) Натуральный логарифм Random Случайное число в интервале [0,1] Random(x) Случайное число в интервале [0, х ] Round(x) Округление до ближайшего целого Sin(x) Синус ( х в радианах) Sqr(x) Квадрат х Sqrt(x) Корень квадратный х Trunk(x) Ближайшее целое, не превышающее х по модулю
x y = e y ln x exp(y*ln(x)) х 2 –7х+6 х 2 –7х+6 Sqr(x)–7*x+6
Элементы списка ввода – имена переменных. Вводимые значения отражаются на экране. При выполнении оператора пользователь набирает на клавиатуре соответствующую последовательность значений, разделяя их пробелами.
Элементы списка вывода – константы, переменные, выражения, форматы вывода.
Служебное обозначение Диапазон значений (точность, знаков) Целочисленные ShortInt Integer LongInt Byte Word Вещественные Real (11-12) Single (7-8) Double (15-16) Extended (19-20) Comp (19-20) Логический Boolean True, False Символьный Char Символы кода ASCII