Астеничность(слабость,утомляемость); Чрезвычайно повышенная возбудимость; Частые смены настроения; Устойчивость эмоциональных переживаний; Наличие примитивной формы памяти; Стремление к общению с товарищами; Уход в себя.
Возникновение самостоятельности и ответственности сопровождается постоянным изменением взглядов, интересов, авторитетов. Указанные противоречия, касающиеся отношений к себе, к своему телу, к другим, к миру в целом, свидетельствуют о недостаточном понимании самого себя.
Стремление к самопознанию; Желание разобраться в себе; Превратить «осколки» самого себя в новую целостность.
Вызовы современной цивилизации предполагают выработку умений решать жизненные проблемы, делать свой нравственный выбор, что требует обращения внутрь себя, осмысленного отношения к собственной жизни, т.е. становления самопонимания.
Самопонимание – интегративное свойство человека, отражающее постижение им смысла собственного существования в диалоге с самим собой и другими.
Филипп Арьес- французский историк, автор работ по истории повседневности, семьи и детства. «Подростковый возраст- недавнее изобретение человечества». Ломако Ольга Михайловна - доктор философских наук, доцент, Саратов.
Рациональное (просвещение); Органическое (романтизм); Гуманистическое; Антропологическое.
Девиз: «Вверх, к идеалу.» Подросток- это человек, у которого происходят быстрые качественные психофизиологические изменения, делающие его способным к полноценной социальной деятельности.
«Наша школа предлагает воспитаннику не понять и запомнить готовые выводы, а «доработаться» до них…» В рамках концепции становление самопонимания подростка сводится к формированию «образованного» человека.
Человек является природным существом. Девиз: «Назад, к природе.» Подросток- это человек, угнетаемый взрослыми, но имеющий в своей сущности разумное ядро, «хороший сам по себе». «отрок»- слуга, работник, холоп, «не имеющий права говорить».
Декларирует новую характеристику воспитательного процесса, провозглашая человека (взрослого человека) эталоном, наивысшей ценностью. Подросток- это человек в переходном периоде между детством и юностью, который еще не дорос до идеала человека- взрослого. Подростничество выделилось в отдельный возраст, несущий в себе кризисные проявления, трудновоспитуемость.
Лидия Ильинична Божович- советский психолог, ученица Льва Выготского. Школьные условия ограничивают стремление подростка занять более самостоятельную, более «взрослую»позицию. Подросток считает себя не маленьким и поэтому претендует на новые права.
Развитие самосознания рассматривается как становление самопонимания. «Вырастишь и поймешь, что мы были правы.»
Восходит к античности, к идеям Платона и заключается в отмене вертикалей «вверх-вниз», в стремлении к целостности, к удержанию противоречий. Ребенок- не маленький взрослый, он иной. Подросток- это человек, ищущий себя и свое место в жизни, открывающий личностные смыслы, принимающий ответственные решения относительно своего будущего.
Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку. Для ребенка необходимо переживание ситуации самопознания. Становление самопознания- самопреобразование,опыт личностных усилий.
Школа- место жизни, где подросток не только учится, но и испытывает разнообразные эмоции. Становление самопонимания подростка определяется как педагогически организованная деятельность по высвобождению человеческого потенциала.
Подросток способен к полноценной трудовой деятельности, и самопонимание сводится к формированию «образованного» человека, профессионала. Органическое воспитание делает акцент на разумной основе подростка. Гуманистическое воспитание рассматривает подростка как человека в переходном периоде. Антропологическое воспитание рассматривает подростка как человека, который открывает личностные смыслы.
Школа для подростка- это не только место учебы, но и место жизни.