Урок русского языка и литературы в 10 классе.
В России долгое время развитие риторики было связано с церковным красноречием. Центрами древнерусской книжности были монастыри.
гг. – самое раннее из дошедших до нас риторических сочинений. Написана в форме диалога учителя и ученика. В течение 100 лет оставалась основополагающей работой. Оказала значительное влияние на развитие науки о красноречии в России.
1699 г. Чётко сформулированы задачи и цели языкового сообщения: «научити», «усладити», «возбудити».
Конец 18 века глубокие и обстоятельные рекомендации по пяти видам красноречия: речи торжественные, церковное красноречие, письмо, «писание истории», красноречие судебное.
1743 г. « Краткое руководство к красноречию». М.В. Ломоносов рассматривает красноречие как искусство убеждения, в котором все аспекты воздействия речи оратора на слушателей важны и значимы. Все последующие российские риторики писались на основе риторики Ломоносова
Для красноречия необходимы прежде всего дарования душевные (острый ум и память) и телесные (громкий голос, «долгое» дыхание, приятная внешность и осанка). Предполагается строить речь из 4 частей: вступление, пояснение, утверждение, заключение. Указаны задачи каждой части, даны советы, как каждую из них произносить. Оратор должен влиять и на разум, и на чувства слушателей. А чтобы разбудить чувства, нужно глубоко знать «нравы человеческие», учитывать состояние, пол слушателей, возраст. Наиболее содействуют «возбуждению страстей» образность речи, выразительность стиля, убежденность оратора.
М.В. Ломоносов
1795 г. писатель, ректор Харьковского университета, профессор красноречия и русского языка, член Академии наук.
Рижский разделяет науку красноречия на риторику и поэзию. Он пишет: «Силою слова проницать душу других, повелевать их умами, растрогать их чувствительность разительным изображением нравственного, восхитить их воображение живейшим выражением естественного изящества есть искусство красноречия, составляющее предмет риторики». Основное качество речи, по мнению Рижского, ее чистота. «Говорить и писать исправно, т. е. чистым российским языком, есть долг всякого благовоспитанного россиянина»
К середине XIX в. в России, как и во многих других европейских странах, риторика подверглась резкой критике за схоластику, схематизм, рецептурность. Она вытеснялась другими предметами - вначале теорией словесности, а затем (конец XIX – начало XX вв.) культурой речи В школе занимаются развитием связной речи у детей, где основное внимание уделяется обучению с помощью изложений и сочинений, умению создавать устные и письменные тексты. При этом в школах России развитию коммуникативных умений всегда уделялось известное внимание, хотя далеко не во всех случаях эта работа обозначалась как риторическая. Возрождение риторики началось в середине ХХ века. Риторика настоящего времени преодолела рамки, изначально очерченные её создателями: речь, ею организованная, существует как в устной, так и в письменной форме; она все более вторгается в область, прежде считавшуюся исключительной компетенций поэтики.
в России XVIIXVIII веков авторы риторик выделяли пять основных типов (родов) красноречия придворное военное (обращение полководцев к солдатам) духовное (церковно- богословское дипломатическое Народное
В современной практике публичного общения выделяют следующие роды красноречия социально- политическое академическое судебное социально-бытовое духовное (церковно- богословское).
Говори, да не проговаривайся! Говори, да назад оглядывайся. Доносчику первый кнут. Красна речь слушанием, а беседа смиреньем. Кто про кого за глаза говорит, тот того боится. Слово не воробей: вылетит, так не поймаешь. Спроста сказано, да не спроста слушано. На хлебе, на соли да на добром слове (благодарим). Поменьше говори - больше услышишь. Собака лает - ветер носит. Лучше ногою запнуться, чем языком. О чем не сказывают, о том не допытывайся.
Это зачетная работа!