Регулирование саморегулирования или саморегулирование саморегулирования? Анатолий Левенчук TechInvestLab член экспертного совета Комитета по промышленной политике Совета Федерации
7-Aug-12TechInvestLab2 Государство Политическое государство (воля народа) Правовое государство (верховенство права) Социальное государство (менеджерский подход) Интервенционизм («большое государство»)
7-Aug-12TechInvestLab3 Регулирование Принуждение к следованию противоречивым государственным доктринам: Цели: –стимулирование/дестимулирование отдельных производств –Фиск (налоги, акцизы «для денег») –Защита конкуренции (чтобы побеждал сильнейший). Борьба с монополистами (чтобы проигрывал сильнейший). –Защита производителей от потребителей (протекционизм, тарифы) –Защита потребителей от производителей (liability) –Обеспечение безопасности третьих лиц (экстерналии) –Поделиться с бедными (перекрестное субсидирование) -- и так далее Средства: –Закон (часто – без суда) и полиция
7-Aug-12TechInvestLab4 Саморегулирование Добровольное самоограничение – следование каким-то стандартам/нормам Цели: –Обеспечить взаимодействие (interoperability) –обеспечить публичность сертификации качества Средства: –Контракт+суд, приставы
7-Aug-12TechInvestLab5 Регулирование или саморегулирование саморегулирования? Должна ли быть СРО уполномочена государством? Достаточно ли контракта, чтобы выполнять введенные СРО нормы? Есть ли какие-то особые «нормы про нормы» (что считать обязательной нормой, прописанной в контракте, а что нет)? Как оговорить права третьих лиц, которые не помянуты в контракте?
7-Aug-12TechInvestLab6 Регулирование саморегулирования: УСРО УСРО – уполномоченная (государством) СРО, работающая по большей части своим собственным правилам. Типа уполномоченного банка. По факту механизм УСРО содержит в себе существенный элемент приватизации регулирования. Для работы на рынке есть требование быть участником УСРО (вместо получения лицензии заплатить деньги за членство в УСРО, вместо условий лицензии выполнить условия вступления). Может выполнять функции саморегулирования и (часто -- неформальными механизмами) регулирования. Часто отделы разумного, доброго и вечного УСРО на деньги участников рынка выполняют надзорно-полицейские функции для регулятора. Регулятор при этом остается «белым и пушистым». Часто текущие лидеры рынка устанавливают такие нормы и правила УСРО, что инновации прекращаются, а мелкие участники уходят.
7-Aug-12TechInvestLab7 Саморегулирование саморегулирования Государство специально не регулирует СРО. Они появляются по мере необходимости. Нет государственного требования «обязательно быть в СРО» -- если невозможно сразу задать законом стандарт (по линии технического регулирования, например), глупо неформально требовать его задания через лицензирование самой СРО. СРО появляется много, все они предлагают разные наборы стандартов. СРО конкурируют друг с другом за членов.
7-Aug-12TechInvestLab8 Альтернативные механизмы Если у государства нет надежды, что «рынок сам выработает требования», то можно использовать: Прямое законодательное регулирование Техническое регулирование Страхование ущерба вместо лицензирования и требований УСРО -- неформальное регулирование плюс приватизация части регулирования.
7-Aug-12TechInvestLab9 Спасибо за внимание! Анатолий Левенчук Дополнительные материалы: