Бородино. 1837г. Средства художественной выразительности в стихотворении.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Михаил Юрьевич Лермонтов. «Бородино» Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Павловская сош»
Advertisements

М.Ю.Лермонтов «Бородино» Первое стихотворение Лермонтова, напечатанное по его воле и с его ведома. Учитель ГОУ СОШ 1078 Родина Г.И.
Анализ стихотворения Как построено стихотворение? Как построено стихотворение? Кто герои произведения? Какие чувства владеют ими во время боя?
Контрольный тест по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»
БОРОДИНО Работу выполнила ученица 5 в класса гимназии 3 Башкова Анна.
М.Ю.Лермонтов – великий русский писатель ( гг.) С детских лет Лермонтов воспитывался в атмосфере «священных преданий» об Отечественной войне.
М. Ю. Лермонтов «Бородино» М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Урок литературы в 5 классе Тема: «Бородинское сражение» Урок-экскурсия по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино»
Подготовил ученик 2-а класса Кожевников Александр Классный руководитель Остапенко Ж.Б. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная.
К уроку литературы в 5 классе по учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 5 класс»
Бивак стоянка войск в поле для ночлега или отдыха. Добраться до картечи начать обстреливать врага картечью артиллерийскими снарядами. Драгун.
М.Ю. Лермонтов ( ). Славься битвой исполинской, Славься ввек Бородино! П.Вяземский.
Художественный анализ сцены Бородинского боя (Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»).
Мне о России надо говорить, Да так, чтоб вслух стихи произносили, Да так, чтоб захотелось повторить, Сильнее всех имен сказать: Россия!
БОРОДИНО Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит.
«- Скажи-ка, дядя…» - … ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит.
С использованием технологии РКМЧП. Технологические этапы урокаПриемы РКМЧП 1.ВЫЗОВ1.Обращение к личному опыту учащихся. 2.Работа с таблицей «З-Х-У» 2.ОСМЫСЛЕНИЕ.
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия.
БОРОДИНО Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся.
Бородино Знакомство с личностью М. Ю. Лермонтова. Знакомство с композицией стихотворения «Бородино» и особенностями повествования. Воспитание уважения.
Транксрипт:

Бородино. 1837г. Средства художественной выразительности в стихотворении.

Цели проекта: 1.Выявление художественной идеи стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», проявляющейся в изображении поведения, душевного состояния, отношения к происходящему мужественных защитников Родины. 2.Формирование навыка чтения наизусть, исследовательской работы с текстом, работы с учебником, самостоятельной лексической работы. 3.Воспитание патриотических чувств в ходе выявления художественной идеи произведения.

Историческая основа. «Бородино»-первое произведение Лермонтова, напечатанное по воле автора и подписанное его именем. Опубликовано в 6-ой книге «Современника» за 1837г. как отклик на 25- летнюю годовщину Бородинского сражения. Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами простого человека, рядового участника сражения, данная им событию объективная оценка разделяется автором.

Герои бородинской битвы 26 августа 1812 г. М. Кутузов, Багратион, Раевский, Тучков, Дохтуров и первая русская женщина – офицер Надежда Андреева Дурова.

Значение бородинского сражения. Наполеон не смог одолеть русские войска это было крах его стратегического замысла. Затем последовало поражение в войне.

Рассказ старого солдата В стихотворении звучит жалоба старого солдата на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, гордость за великое прошлое, полное славы и великих дел

Речь ветерана В речи рассказчика всего два раза употреблено местоимение Я.Чаще всего встречаются местоимения наше, мы. Рассказчик чувствует единство с теми, кто самоотверженно защищает родину, он не подчеркивает личного героизма, а восхищается мужеством всего русского войска.

Языковая патетика стиха Язык старого солдата, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии. Языковая патетика стиха ( сверкнув очами, сражен булатом, носились знамена как тени, грозная сеча и т. Д.) органически сочетающаяся с живой речью солдата, позволяет Лермонтову создать монументальный собирательный образ русского народа – героя Отечественной войны 1812 года Язык старого солдата, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии. Языковая патетика стиха ( сверкнув очами, сражен булатом, носились знамена как тени, грозная сеча и т. Д.) органически сочетающаяся с живой речью солдата, позволяет Лермонтову создать монументальный собирательный образ русского народа – героя Отечественной войны 1812 года

Лермонтов точен в употреблении слов и изображения войны… Поэт исторически точно показал, что русские отдали, но не сдали Москву. Он указал, что русская армия с начала вторжения неприятеля и до Бородинского боя имела немало серьезных сражений ( Ведь были ж схватки боевые…) Отражен и первый этап войны, и отношение к нему армии( Мы долго молча отступали…)

Лексическая работа Редут - полевое укрепление Сеча – сражение битва Лафет – станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия. Бивак- стоянка войска под открытым небом Хват- удалой смелый человек. Басурманы- иноземцы

Поэта больше всего интересует не само сражение, не событие,не факты (этим стихотворение «Бородино» отличается от исторического произведения ),а люди, их поведение, душевное состояние, отношение их к происходящему, подвиг народа. Показан поэтический образ русского человека в тот момент, когда решается судьба его родины.

В мире лермонтовского слова В стихотворении «Бородино»поэт вводит в образную речь целый ряд художественных приёмов: это и риторическое обращение, и сравнение, и метафора, и ряд других. Они позволяют с большей художественной силой передать атмосферу боя, чувства русского война- защитника Отечества.

Риторическое восклицание. образное средство, с помощью которого в форме восклицания содержится утверждение. Риторическое восклицание отличается эмоциональностью, произносится с торжественностью, приподнятостью, одушевлением. Служит для усиления выразительности речи. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина !»- гордость за тех, кто принес славу родине «Вам не видать таких сражений!»- восторг, ужас при воспоминании о кровавых событиях

Риторическое восклицание. Примеры Богатыри - не вы! – звучит жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому. Не отдали б Москвы! – чувствуется горечь, сожаление человека, испытавшего боль за судьбу страны. Есть разгуляться где на воле! – звучит предвкушение славной битвы. У наших ушки на макушке!- гордость за товарищей, умеющих сосредоточиться в трудные минуты боя. Богатыри - не вы! – звучит жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому. Не отдали б Москвы! – чувствуется горечь, сожаление человека, испытавшего боль за судьбу страны. Есть разгуляться где на воле! – звучит предвкушение славной битвы. У наших ушки на макушке!- гордость за товарищей, умеющих сосредоточиться в трудные минуты боя.

СРАВНЕНИЕ Образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счёт которого усиливается значение первого предмета. «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя.» Какое сравнение помогает представить битву и силы врага? …Сквозь дым летучий французы двинулись, как тучи… Образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счёт которого усиливается значение первого предмета. «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя.» Какое сравнение помогает представить битву и силы врага? …Сквозь дым летучий французы двинулись, как тучи…

Метафора. Это слово или выражение, употребленное в переносном значении. В основе такого переносного значения лежит сходство предметов или явлений по какому- либо признаку. В результате такого переноса создается художественный образ. «В дыму огонь блестел, звучал булат, картечь визжала.» Это слово или выражение, употребленное в переносном значении. В основе такого переносного значения лежит сходство предметов или явлений по какому- либо признаку. В результате такого переноса создается художественный образ. «В дыму огонь блестел, звучал булат, картечь визжала.»

Учитель русского языка и литературы Лысенко Л.Т. МБОУ СОШ 72 Г. Хабаровск 2012г.