Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 6» г. Усинска Республика Коми Урок изучения новой темы Выполнила: учитель физики Пекшеева Валентина Фёдоровна
Расскажи – и я забуду Покажи – и я запомню Дай мне сделать самому - и я научусь. Китайская мудрость
Цели и задачи урока: закрепить знания по предыдущим темам расширить знания: рассмотреть как обнаруживается магнитное поле по его действию на электрический ток, изучить правило левой руки научить применять знания, полученные на уроке развивать навыки самоконтроля, интерес к предмету
Тип урока: урок изучения новой темы. Используемое оборудование: компьютер, проектор, учебник по физике 9 класс /Перышкин А.В./
План урока: 1. Вступительное слово учителя 2. Повторение ранее пройденные определения электрического поля, магнитного поля, условия их возникновения, свойства; закрепить правила правой и левой руки с помощью упражнений. Актуализация знаний 3. Самостоятельная работа 4. Практические задания 5. Объяснение нового материала 6. Закрепление. Решение заданий 7. Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания
Проверка домашнего задания Вставьте пропущенные слова. 1. Магнитное поле порождается ___________ 2. Магнитные линии выходят из ___________ полюса магнита и входят в ___________. 3. Что представляют магнитные линии проводника с током ________________________________________ 4. Что нужно сделать для того, чтобы изменить направление магнитной линии проводника с током _______________________________________. 5. При уменьшении силы тока в проводнике магнитное поле ______________. эл. током - движущимися заряженными частицами. изменить направление тока в проводнике северного южный замкнутые кривые, охватывающие проводник. ослабевает
По рисунку определите, как направлены магнитные линии магнитного поля прямого тока А. По часовой стрелке Б. Против часовой стрелки
BB B В каком направлении течет ток в проводнике? вверх неверно вниз верно вверх верно вниз неверно влево неверно вправо верно
Как направлен вектор магнитной индукции в центре кругового тока? + – вверх неверно вниз верно + – вверх верно вниз неверно + – вправо верно влево неверно _ + вправо неверно влево верно
1.Источником магнитного поля являются А. Движущиеся электрические заряды Б. Заряженный теннисный шарик
2. В каком направлении повернется северный конец магнитной стрелки, если внести ее в МП, изображенное на рисунке? А. От В к А Б. От А к В
3. Какие магнитные полюса изображены на рисунке? А. 1 северный, 2 южный Б. 1 южный, 2 южный В. 1 южный, 2 северный Г. 1 северный, 2 северный
4. Стальной магнит разломили на три части Будут ли обладать магнитными свойствами концы А и В? А. Не будут Б. Конец А имеет северный магнитный полюс, В - южный В. Конец В имеет северный магнитный полюс, А - южный
5. К одноименным магнитным полюсам подносит стальные булавки. Как расположатся булавки, если их отпустить? А. Будут висеть отвесно Б. Головки приткнутся друг к другу В. Головки оттолкнутся друг от друга
6. По рисунку определите, как направлены магнитные линии МП прямого тока. А. По часовой стрелке Б. Против часовой стрелки
7. По рисунку определите, как направлен вектор магнитной индукции прямого тока в точке А А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4 А
8. К источнику тока с помощью проводов присоединили металлический стержень Какие поля образуются вокруг стержня, когда в нем возникнет ток? А. Одно лишь электрическое поле Б. Одно лишь магнитное поле В. Магнитное и электрическое поле 17
18 9. Направление магнитных линий магнитного поля... А. Зависит от материала проводника Б. Зависит от значения электрического тока В. Не зависит от направления электрического тока Г. Зависит от направления электрического тока
10. На рисунке изображена катушка с током и её магнитное поле. Какой из полюсов северный и какой южный? А. слева - северный, справа – южный Б. слева - южный, справа - северный
11. На каком из рисунков правильно изображено положение магнитной стрелки в МП постоянного магнита? А Б В Г
Тест самоконтроля (проверьте себя) Ответ 1А 2Б 3В 4Б 5В 6А 7А 8 В 9 Г 10Б 11В Отметка Норматив оценки «5» (отлично) заданий «4» (хорошо)8-9 заданий «3» (удовл)6 -7заданий 2» (не удовл)5 и менее заданий
Практические задания 1.Подключите к модели электродвигателя источник питания через ключ и реостат. Действует МП на рамку с током? 2.Измените силу тока реостатом. Как влияет сила тока на скорость движения рамки с током? 3.Измените направление тока в цепи. Что изменилось? 4.Вывод:
Вывод: На всякий проводник с током, помещенный в МП и не совпадающий с его магнитными линиями, это поле действует с некоторой силой. направление тока в проводнике направление линий МП направление силы действующей на проводник, связаны между собой
Силу, действующую на проводник с током в магнитном поле, называют силой Ампера Вычисляют по формуле где α – угол между вектором магнитного поля и направлением тока в проводнике. I - сила тока в проводнике B - модуль вектора индукции магнитного поля l - длина проводника, находящегося в магнитном поле Максимальная сила Ампера равна: l F А = BJ l
Правило левой руки: Если левую руку расположить так, чтобы линии МП входили в ладонь, а вытянутые четыре пальца были направлены вдоль тока, то отведенный на 90˚ большой палец укажет направление действия силы Ампера
Применение Ориентирующее действие МП на контур с током используют в электроизмерительных приборах: 1) электродвигателях 2) электродинамическом громкоговорителе (динамике) 3) магнитоэлектрической системы – амперметрах и вольтметрах
Собраны три установки приборов по схемам, указанным на рисунке. В каком из них: а, б или в - рамка повернется вокруг оси, если замкнуть цепь?
28 Собраны три установки приборов а, б, в. В какой из них проводник АВ придет в движение, если замкнуть ключ К?
В ситуации, изображенной на рисунке, действие силы Ампера направлено: А. Вверх Б. Вниз В. Влево Г. Вправо
В ситуации, изображенной на рисунке, действие силы Ампера направлено: А. Вверх Б. Вниз В. Влево Г. Вправо
В ситуации, изображенной на рисунке, действие силы Ампера направлено: А. Вверх Б. Вниз В. Влево Г. Вправо
Величина силы Ампера зависит: а) от силы тока в проводнике; б) от расстояния между проводником и источником магнитного поля; в) от материала, из которого изготовлен проводник; г) от времени взаимодействия;
Каким образом можно увеличить величину силы Ампера в ситуации описанной на рисунке: а) перемещая проводник увеличить угол между вектором индукции магнитного поля и направлением силы тока; б) увеличить силу тока в проводнике; в) поместить данную систему в вакуум; г) есть и другие способы;
Как изменится сила Ампера, действующая на проводник с током, при уменьшении индукции магнитного поля в 3 раза? а) уменьшится в 3 раза; б) уменьшится в 9 раз; в) увеличится в 3 раза; г) увеличится в 4 раза
Домашнее задание: ответить на вопросы к § 45 выучить правила упр. 36
1. Что нового вы узнали на уроке? 2. Что было самым интересным на уроке? 3. Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?