Петербург – 1820 гг. Новый этап жизни и творчества А.С.Пушкина Почему петербургский период (1817 – 1820 гг.) можно назвать новым этапом не только в жизни, но и в творчестве А.С.Пушкина?
Краткая характеристика творчества А.С.Пушкина Любовные, иногда фривольные (легкомысленные) стихи, дружеские послания, в которых прославлялись радости жизни, вино, любовь. Преобладают стихотворения политические, свободолюбивые, с социальным содержанием.
Петербург, Михайловский замок
1 группа 1.Внимательно перечитайте 1-2 строфы оды «Вольность», объясните значение непонятных слов и выражений. 2.Выпишите из 1 строфы глаголы повелительного наклонения. На какие 2 группы и по какому принципу можно разделить эти глаголы? 3.Какие художественно-изобразительные средства использует автор в 1-2 строфах. Какую роль играют они в стихотворении? Вывод: Как в 1 и 2 строфах оды А.С.Пушкин подчёркивает начало нового этапа в своём творчестве? От чего оказывается и к чему стремится поэт? Какие цели ставит он?
2 группа 1.Внимательно перечитайте 3-5 строфы оды «Вольность». 2.Какими представляются поэту государства, в одном из которых правит закон, а в другом – беззаконие? Найдите в тексте и выпишите в тетрадь выражения, наиболее ярко помогающие представить эти два государства. 3.Какие художественно-изобразительные средства использует автор в 3-5 строфах. Какую роль играют они в стихотворении? Вывод: Какую роль в жизни общества поэт придаёт закону? Как соотнесена с законом свобода?
2 группа Какими представляются поэту государства, в одном из которых правит закон, а в другом – беззаконие? везде бичи, везде железы; законов гибельный позор; неволи немощные слёзы; неправедная власть; сгущённая мгла предрассуждений; рабства грозный гений; славы роковая страсть народов не легло страданье; вольность святая; законов мощных сочетанье; твёрдый щит законов; верные руки; равные главы; меч преступленье сражает; праведным размахом; неподкупна рука ни алчной скупостью, ни страхом
3 группа 1.Внимательно перечитайте 7-8 строфы оды «Вольность». 2.Какие исторические события поэтически переосмыслены Пушкиным в этих строфах? 3.Как в оде отразилось отношение Пушкина к французской революции? 4.Как в стихотворении создаётся образ Наполеона? 5.Какие слова, выражения помогают понять авторскую позицию по отношению к описанным историческим реалиям? Вывод: С какой целью Пушкин вспоминает события Французской революции, обращается к личности Наполеона?
Как в оде А.С.Пушкина «Вольность» создаётся образ Наполеона? «самовластительный злодей» «ужас мира» «стыд природы» «упрёк ты богу на земле» (градация)
4 группа 1.Внимательно перечитайте 9-11 строфы оды «Вольность». 2. О какой страшной тайне мог бы рассказать Михайловский замок? Почему Пушкин ни разу не упоминает имя Павла? Под каким другим именем скрывается в оде образ убитого императора? 3.Прочитайте и сопоставьте статьи исторической энциклопедии о Павле I и Калигуле. Что позволило А.С.Пушкину поставить этих исторических деятелей в один ряд? 4.Каково отношение поэта к убитому и убийцам? Как оно выражено? 5.Для чего в одной из строк Пушкин упоминает имя Клио – музы эпической поэзии, покровительницы истории? Вывод: С какой целью Пушкин обращается к событиям, связанным с убийством Павла I?
Убийство Павла I Убийство Калигулы
5 группа 1.Внимательно перечитайте оду «Вольность». 2.Можно ли определить общее настроение произведения или оно меняется? 3.В оде много слов и словосочетаний, имеющих ключевой характер (опора текста, «нерв» текста) Составьте словарь гражданской лексики (слов общественно-политического содержания) по стихотворению «Вольность». 4.Найдите в оде признаки жанра. Подтвердите свои мысли примерами. Вывод: Почему Пушкин избрал для «Вольности» именно жанр оды?
Что является основой свободы по Пушкину?
Петербург – 1820 гг. Новый этап жизни и творчества А.С.Пушкина Почему петербургский период (1817 – 1820 гг.) можно назвать новым этапом не только в жизни, но и в творчестве А.С.Пушкина?