Наука и образование в XVIII веке Автор Березина Н.В., учитель истории МБОУ «Липовская основная общеобразовательная школа»
XVIII век – время становления российской науки
Развитие системы образования расширяется сеть учебных заведений расширяется сеть учебных заведений ( но сохраняется принцип сословности) Цель – не только обучать определённым наукам, но и воспитывать нового поданного.
Иван Иванович Бецкой организовал Воспитательный дом, Коммерческое училище
Дворянское образование 1752 г Морской шляхетский корпус 1731 г Кадетский корпус 1758 г Пажеский корпус 1764 г Смольный Институт Благородных девиц
Институт благородных девиц
На первое место – светские манеры: умение поддерживать разговор; умение поддерживать разговор; хорошее знание литературы; хорошее знание литературы; тонкость чувств; тонкость чувств; умение петь и танцевать; умение петь и танцевать; эстетический вкус. эстетический вкус. ИЗУЧАЛИ: иностранный язык, арифметику, арифметику, историю, архитектуру, историю, архитектуру, изобразительное искусство, изобразительное искусство, домоводство, домоводство, грамматику. грамматику.
1768 год – принят Устав народных училищ В губернских городах открыты четырёхклассные училища В уездных городах открыты двухклассные училища Начальные классы: закон Божий, чтение, письмо. Старшие классы: основы математики, истории, географии. В начальных классах вёл занятия один учитель. В старших классах занятия вели разные учителя – специалисты по своему предмету.
Год Количество народных школ Количество учащихся (ч) 1782 г г
Год Количество народных школ Количество учителей Количество учащихся 1785г г
Открытие профессионально – художественных училищ 1738 год – танцевальная школа в Петербурге 1738 год – танцевальная школа в Петербурге 1757 год - Академия художеств 1757 год - Академия художеств 1773 год – балетная школа в Москве 1773 год – балетная школа в Москве
Расширяется сеть высших учебных заведений 1755 год – Московский университет 1755 год – Московский университет
Ломоносов М.В. Шувалов И.И.
1773 год – Горное училище в Петербурге; 1773 год – Горное училище в Петербурге; 1783 год – Е.Р.Дашкова стала директором Петербургской академии наук, 1783 год – Е.Р.Дашкова стала директором Петербургской академии наук, Позже стала первым ПрезидентомРоссийской Академии наук.
М.В.Ломоносов – крупнейший учёный – энциклопедист, выдающийся писатель и художник
«Ломоносов объял все отрасли просвещения. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник» А.С.Пушкин
Гуманитарные науки Василий Никитич Татищев «История Российская с самых древнейших времен»
Титульный лист «Российской грамматики» М. В. Ломоносова г.
Титульный лист «Краткого летописца с родословием» М. В. Ломоносова г.