Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения людей. Разработано заместителем директора по информатизации МОУ СОШ 36 г.Липецка Ефремовым М.С.
Становление информационного общества потребовало обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. Особое значение в информационном обществе приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности. Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Ею станут знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. Информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности.
В широком смысле под информационной культурой понимают совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества. В узком смысле информационная культура - оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач ; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации ; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.
Один из ведущих отечественных специалистов в области информатизации Э. П. Семенюк под информационной культурой понимает информационную компоненту человеческой культуры в целом, объективно характеризующую уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений. Информационная культура - это есть обладание знаниями и умениями в области информационных и коммуникационных технологий, а также знание юридических и этических норм в этой сфере.
коммуникативные умения; способность эффективного осуществления наблюдения, сравнения, анализа, синтеза; умение представлять информацию в различных видах и формах; умение составлять информационные модели объектов окружающей действительности; умение строить схемы и модели; наличие эмоционально-волевой сферы; владение методами информатики, к которым прежде всего относятся формализация и моделирование; владение знаниями о современных информационных и компьютерных технологиях, информационных системах, о процессах управления и познания, о различных видах деятельности человека в информационном обществе и главное – владение учебными навыками.
Критерии информационной культуры человека умение адекватно формулировать свою потребность в информации ; эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов ; перерабатывать информацию и создавать качественно новую ; вести индивидуальные информационно - поисковые системы ; адекватно отбирать и оценивать информацию ; способность к информационному общению и компьютерную грамотность. Всё выше перечисленное должно базироваться на осознании роли информации в обществе, знании законов информационной среды и понимании своего места в ней, владении новыми информационными технологиями.
Уровни реализации информационной культуры 1.когнитивный уровень - знания и умения ; 2.эмоционально - ценностный - установки, оценки, отношения ; 3.поведенческий - реальное и потенциальное поведение. Каждый из этих уровней представлен рядом показателей ( таблица 1).
Эмпирическая интерпретация понятия информационная культура личности " Информационная культура личности Когнитивный уровень (знания, умения) Эмоционально-ценностный уровень (установки, оценки, отношения) Поведенческий уровень (реальное и потенциальное поведение) 1.Интернет-грамотность 2.Навыки обращения с информацией: умение организовать поиск необходимой информации; умение работать с отобранной информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном другим людям; умение общаться с другими людьми с помощью современных средств информатики. 1.Содержание информационных потребностей и интересов. 2.Мотивы обращения к различным источникам информации и связанные с этим ожидания. 3.Предпочтительность каналов получения необходимой информации. 4.Степень удовлетворения информационных потребностей, самооценка информационной компетентности. 5.Отношение к девиантному поведению в Интернет. 1.Способы поиска и каналы получения необходимой информации. 2.Интенсивность обращения к различным источникам информации и их характеристика. 3.Применение полученной информации в различных сферах своей деятельности. 4.Способы распространения новой информации. 5.Степень включенности в Интернет- сообщество. 6.Формы деятельности в Интернет
Большое значение в формировании информационной культуры имеет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества, обладающего следующими умениями и навыками : дифференциации информации ; выделения значимой информации ; выработки критериев оценки информации ; производить информацию и использовать ее. Овладение информационной культурой - путь универсализации качеств человека, способствующий реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли.