Выразительные средства синтаксиса 7 Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы высшей категории Васильевой Ириной Ивановной, г.Москва, ГБОУ СОШ 1347
Инверсия, градация, антитеза, оксюморон
Инверсия Инверсия – ( от латин. сл. «перестановка, переворачивание») Инверсия – это нарушение прямого порядка слов; это художественный прием, прибегая к которому, автор достигает интонационной и стилистической выразительности. Инверсия подчеркивает смысловое значение какого-либо слова или придает фразе особую стилистическую окрашенность.
Инверсия(примеры) Укажите прямой и обратный порядок слов: 1. Подлежащее – сказуемое; сказуемое – подлежащее. 2. Определение – определяемое слово, выраженное существительным; определяемое слово, выраженное существительным – определение. 3. Обстоятельство, выраженное существительным с предлогом – определяемое слово; определяемое слово - обстоятельство, выраженное существительным с предлогом.
Найдите инверсию 1. Лети, созвездье человечье, Все дальше, далее в простор И перелей земли наречья В единый смертных разговор. (В.Хлебников) 2. Вот нахмурил царь брови черные И навел на него очи зоркие… (М.Лермонтов) 3. Часов однообразный бой, Томительная ночи повесть! (Ф.Тютчев)
Градация Градация – от лат.сл. – «постепенное повышение, усиление» Градация – фигура в виде синтаксической конструкции, внутри которой однородные выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры…) располагаются в порядке усиления или ослабления признака.
Примеры 1. «Чистое, непорочное, прекрасное, как невеста, стояло передо мной произведение художника». (Н.Гоголь) (Нарастание усиления впечатления от картины) 2. «Вверху нечто безобразно огромное, сорвавшееся с цепей, бесновалось, рыдало, выло». (В.Шукшин) (Олицетворения расположены по степени убывания, ослабления действия)
Примеры 1. «Между любовью и любовью распят Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век». (М.Цветаева) 2. «Мне завещал отец: во-первых, угождать/ Всем людям без изъятья - / Хозяину, где доведется жить, / Начальнику, с кем буду я служить, / Слуге его, который чистит платья, / Швейцару, дворнику, для избежанья зла, / Собаке дворника, чтоб ласкова была. (А.Грибоедов)
Антитеза Антитеза – (противопоставление) – художественный прием, противопоставление слов, образов, персонажей, элементов, композиций. Обычно противопоставление выражается с помощью антонимов, общеязыковых или контекстуальных. Противопоставление усиливает выразительность речи.
Антитеза Антитеза широко используется в басне, фольклоре, эпиграммах и др. «Волк и Ягненок», «Слон и Моська», «Война и мир» Л.Толстого, «Живые и мертвые» К. Симонова.
Примеры 1. «Ты богат, я очень беден, Ты – прозаик, я – поэт». (А.Пушкин) 2. «Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык! (В.Брюсов) 3. «Мне грустно потому, что весело тебе». (М.Лермонтов) 4. «У сильного всегда бессильный виноват». (И.Крылов)
Оксюморон Оксюморон - (от греческ. – «остроумно- глупое») Оксюморон – фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, при этом получается новый смысл, а речь приобретает особую выразительность: «пышное природы увяданье».
Оксюморон Оксюморон даже в обычной речи отличается особой образностью, особенно индивидуально-авторские оксюмороны. «Светлая печаль» (А.Пушкин). «Живой труп» (Л.Толстой). «Сладкий яд», «жаркий холод чисел» (А.Блок). «Мама! Ваш сын прекрасно болен!» (В.Маяковский) «Горячий снег» (Ю.Бондарев)
Примеры(разбор) 1. «Таинственно шумит лесная тишина, Незримо по лесам поет и бродит Осень…/ Темнеет день за днем, - и вот опять слышна/ Тоскующая песнь под звон угрюмых сосен». (И.Бунин) / «Тишина шумит» - сочетание несовместимых понятий усиливает то таинственное ощущение, что возникает в пустом осеннем лесу/
Примеры 1. «Убогая роскошь наряда» (Некрасов) 2. «Есть тоска веселая в алостях зари» (Есенин) 3. «В первый раз я от месяца греюсь,/ В первый раз от прохлады согрет…» (Есенин) 4. «С того часу начались для Ильи сладостные мучения, светло опаляющие душу» (Шмелев)
Список использованной литературы 1. Д.Э.Розенталь «Справочник по русскому языку. Практическая стилистика». Москва, Оникс, Мир и Образование, 2007г. 2. И.Мизина, Т.Тюрина «Выразительные средства языка» Москва, Н-ПРО, Г.С.Меркин, Т.М. Зыбина и др. «Развитие речи. Выразительные средства художественной речи», Москва, «Русское слово», 2008г.