Генотип как единая целостная система. Взаимодействие генов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Взаимодействие генов. Ген – структурная единица наследственной информации, контролирующая развитие определенного признака или свойств. СЛОВАРЬ.
Advertisements

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Автор: Качаева Л.А., учитель биологии, МБОУ «ООШ 4». г.. Междуреченск 2014.
Взаимодействие генов. Ген – структурная единица наследственной информации, контролирующая развитие определенного признака или свойств. СЛОВАРЬ.
Взаимодействие генов. Цель: выяснить закономерности наследования признаков при взаимодействии аллельных и неаллельных генов.
Взаимодействие генов. Типы взаимодействия генов Эпистаз – подавление одного гена другим Эпистаз – подавление одного гена другим Комплементарность – дополнение.
МОУ «СОШ С. Ш ИРОКОЕ » У РОК ПО ТЕМЕ «В ЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГЕНОВ » Учитель химии и биологии Плуженко Елена Васильевна.
Взаимодействие генов. Ген – структурная единица наследственной информации, контролирующая развитие определенного признака или свойств. СЛОВАРЬ.
Головенькина Алла Николаевна МАОУ «Средняя общеобразовательная школа 1» города Нурлат Республики Татарстан учитель биологии высшей квалификационной категории.
Презентация к уроку по биологии (9,10,11 класс) по теме: Презентация "Генотип как целостная система. Взаимодействие генов"
Аллельные и неаллельные гены Взаимодействие аллельных генов Полное доминирование Неполное доминирование Сцепленное наследование Сцепленное с полом наследование.
Полное доминирование Неполное доминирование Кодоминирование Комплиментарность Полимерия Плейотропия Эпистаз Взаимодействие генов Аллельные геныНеаллельные.
Prezentacii.com. I.Комплементарность - взаимодействие генов, при котором доминантные аллели двух генов при совместном нахождении в генотипе (А-В-) обусловливают.
КОДОМИНИРОВАНИЕ.. Явление совместного действия двух аллельных генов, в результате которого появляется новый признак или усиливается проявление уже имеющего.
Цели урока: Развитие и закрепление знаний генетических основ и умение их использовать для решения генетических задач; Повторить тему: «Кровь»; Раскрыть.
Комплементарность
Генотип – совокупность всех генов, локализованных в хромосомах данного организма. Термин был предложен датским биологом В.Иогансеном в 1909 г. Генотип.
ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ. СОДЕРЖАНИЕ Ученые Термины Генетические символы Первый закон Менделя Второй закон Менделя Третий закон Менделя Неполное доминирование.
Генеалогический метод генетики человека. Составление и анализ родословных Практическая работа.
Изучаем самостоятельно законы Г.Менделя. Волошина О.И.2 Моногибридное скрещивание – скрещивание родительских форм отличающихся по одной паре анализируемых.
Транксрипт:

Генотип как единая целостная система. Взаимодействие генов.

Гены представляют собой структурную и функциональную единицу наследственности. Один ген один признак Генотип – система взаимодействующих генов. Взаимодействуют друг с другом как аллельные, так и неалелльные гены.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ 1. Полное доминирование – доминантный аллель полностью подавляет действие рецессивного аллеля. Расщепление по фенотипу в F2 3:1

2. Неполное доминирование - Оба аллеля – и доминантный, и рецессивный – проявляют своё действие, т.е. доминантный аллель не полностью подавляет действие рецессивного аллеля (промежуточный эффект действия) Расщепление по фенотипу в F2 1:2:1

Кодоминирование - Признаки проявляются одновременно, т.е. проявляются оба аллеля одного гена. Пример: Наследование IV группы крови. Система АВ0 у человека, где А и В доминантные гены (кодоминанты), а 0 рецессивный. Группа кровиГенотип I (0)ii ( I 0 I 0 ) II (A)I A I A, I A I 0 (I A i) III (B)I B I B, I B I 0 (I B I 0 ) IV (AB)IAIBIAIB

Задача Родители имеют II и III группы крови. Какие группы крови следует ожидать у потомства? P I A I A x I B I B G I A I B F 1 I A I B IV группа крови Ответ: ___________

Решите задачи: 1.У матери первая группа крови, у отца - неизвестна. Ребенок имеет первую группу крови. Может ли отец иметь вторую группу крови? 2.Женщина, имеющая III группу крови, родила ребенка со II группой крови. Определить возможные группы крови отца ребенка и генотип матери.

Взаимодействие неаллельных генов I. Эпистаз Подавление проявления генов одной аллельной пары генами другой. Гены, подавляющие действие других неаллельных генов, называются супрессорами (подавителями).

Пример: Наследование окраски шерсти свиней при взаимодействии двух пар генов

Пример: Наследование окраски шерсти у собак

II. Комплементарность Явление, когда признак развивается только при взаимном действии двух доминантных неаллельных генов, каждый из которых в отдельности не вызывает развитие признака. Расщепление по фенотипу 9:7

III. Полимерия - Явление, когда несколько неаллельных доминантных генов отвечают за сходное воздействие на развитие одного и того же признака. -Чем больше таких генов, тем ярче проявляется признак. - Пример: Цвет кожи, удойность коров - Явление, когда несколько неаллельных доминантных генов отвечают за сходное воздействие на развитие одного и того же признака. -Чем больше таких генов, тем ярче проявляется признак. - Пример: Цвет кожи, удойность коров - Аллели разных генов обозначают А 1 А 1 А 2 А 2, а 1 а 1 а 2 а 2

Задача: Сын белой женщины и чернокожего мужчины женится на белой женщине. Может ли ребенок от этого брака быть темнее своего отца? А 1 А 1 А 2 А 2 ( или ААВВ) - негры А 1 а 1 А 2 А 2 (АаВВ), А 1 А 1 А 2 а 2 (ААВв) – темные мулаты А 1 а 1 А 2 а 2 (АаВв), А 1 А 1 а 2 а 2 ( ААвв), а 1 а 1 А 2 А 2 ( ааВВ) – средние мулаты А 1 а 1 а 2 а 2 (Аавв), а 1 а 1 А 2 а 2 (ааВв) – светлые мулаты а 1 а 1 а 2 а 2 (аавв) – белые ________________________ P а 1 а 1 а 2 а 2 x А 1 А 1 А 2 А 2 G а 1 а 2 А 1 А 2 F 1 А 1 а 1 А 2 а 2 x а 1 а 1 а 2 а 2

F 1 А 1 а 1 А 2 а 2 x а 1 а 1 а 2 а 2 G А 1 А 2, А 1 а 2, а 1 А 2, а 1 а 2 ; а 1 а 2 F 2 А 1 а 1 А 2 а 2, А 1 а 1 а 2 а 2, а 1 а 1 А 2 а 2, а 1 а 1 а 2 а 2 сред.мулат светлый мулат светлый мулат белый Соотношение 1:2:1, ребенок не может быть темнее своего отца

IV. Плейотропия (от греч. Pleion – многочисленный и tropos - направление) - один ген определяет развитие нескольких признаков и свойств организмов. Особенность: раннее проявление в организме; Пример: У мышей ген, вызывающий недоразвитие всех костей. У человека – синдром Марфана – заболевание соединительной ткани человека.

Синдром Марфана 1. Удлиненные кости скелета 2. Гиперподвижность суставов 3. Вывих хрусталика глаза 4. Пороки клапанов сердца 5. Страдают сосуды Явление имеет биохимическую природу.

Домашнее задание: Записи в тетради, решить задачи, §22