ИСТОРИЯ МАТРЕШКИ
Сегодня трудно представить себе, что каких-нибудь 100 лет назад её не существовало. Первая русская матрешка появилась в конце 19 века и заслуженно снискала небывалое признание как один из образов России, символ русского народного искусства.
Легендарное рождение первой русской матрешки произошло в мастерских Анатолия Ивановича Мамонтова, владельца магазина Детское воспитание, где создавали и продавали различные детские игрушки.
Рассказывают, что в конце XIX века в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с сюрпризом - она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять.
Выточить деревянную разъемную куклу поручили потомственному мастеру- игрушечнику токарю В.П. Звездочкину. Роспись первых образцов выполнил С.В. Малютин. Кукла была восьмиместная, представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке с черным петухом в руках. За девушкой следовал мальчик, затем опять девочка и так далее.
Решили назвать её матрешкой. В дореволюционной провинции имя Матрена, Матреша считалось одним из наиболее распространенных женских имен, в основе которого лежит латинское слово mater – мать.
В начале 1900-х гг. мастерская "Детское воспитание" закрылась, но изготовление матрешек стало продолжаться в Сергиевом Посаде, что в 70 километрах севернее Москвы.
Изготовление матрешек стало настолько распространенным явлением, что заказы на производство стали поступать даже из Парижа, продавались они и в Германии, на знаменитой Лейпцигской ярмарке. В начале XX века начался массовый вывоз матрешек за границу.
Роспись матрешек стала красочней, разнообразней. Изображали девушек в сарафанах, в платках, с корзинами, узелками, букетами цветов. Появились матрешки, изображающие пастушков со свирелью, и бородатых стариков с большой палкой, жениха с усами и невесту в подвенечном платье. Фантазия художников не ограничивала себя ничем.
А недавно в Москве открылся музей, целиком посвященный матрешке.