ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СИНТАКСИСА 5 Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы высшей категории Васильевой Ириной Ивановной, г.Москва,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка к написанию сочинения - ра … суждения ( С 2). Фокина Анастасия Александровна Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 1 Московская область,
Advertisements

Подготовка к написанию сочинения - ра … суждения ( С 2). Артемьева Оксана Геннадьевна Учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 11 с. Золотое.
Косвенная речь. Косвенная речь - это передача чужого высказывания в форме придаточного предложения.
Выразительные средства синтаксиса 7 Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы высшей категории Васильевой Ириной Ивановной, г.Москва,
Подготовили: Мороз Елена Урбанович Дарья. Чужая речь - это высказывание какого-нибудь лица, включенное в авторское повествование или в речь рассказчика.
Э ЛЛИПСИС, УМОЛЧАНИЕ, РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ. С ОДЕРЖАНИЕ Эллипсис Умолчание Риторическое обращение.
Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ.
Обращение Обращение – это слово или словосочетание, обозначающее того, к кому или чему адресована (обращена) речь. Дорогие гости, милости просим за стол.
Презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему: Предложение
Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.
Выполнение части В (В 8). Перед вами рецензия, в которой рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
Фигуры речи и тропы Справочные материалы. Фигура речи Фигура речи – оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности.
СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ. А, а – слова автора П, п – прямая речь.
Стилистические фигуры Выполнила:Курбатова Е Группа 102фл.
Н.М.Карамзин Роль вводных слов, обращений, междометий в повести Н. М. Карамзина « Бедная Лиза »
Урок русского языка в 8 классе. Что такое косвенная речь? Чем отличается прямая речь от косвенной? Как правильно перестраивать предложения с прямой речью.
Существительное прилагательное наречие на О-Е глагол, деепричастие Раздельно Кроме тех случаев, когда без НЕ не употребляются Раздельно, если есть: 1.
Местоимение 6 класс Выполнила учитель русского языка и литературы Яшина Н.Ю. МБОУ Радищевская СОШ г.
Презентация к уроку (4 класс) на тему: Средства художественной выразительности речи
С2 Сочинение-рассуждение Задание. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного.
Транксрипт:

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СИНТАКСИСА 5 Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы высшей категории Васильевой Ириной Ивановной, г.Москва, ГБОУ СОШ 1347

Риторический вопрос, восклицание, обращение

Риторический вопрос Риторический вопрос – фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Р.в. не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность. Р.в. всегда синонимичен повествовательному предложению.

Примеры 1.Доколе, счастье, ты венцами Злодеев будешь украшать? (М.В.Ломоносов) 2.Видали вы литовские цветные пояса? Как будто вдоль овса – Средь маков васильковая струится полоса (С.Черный)

Примеры 3. Богатство хорошо иметь; Но должно ль им кому гордиться сметь?/ В собольей дурака я шубе видел,/ Который всех людей, гордяся, ненавидел,/ В ком много гордости, известно то, что тот,/ Конечно, скот. (А.Сумароков) 4. «Помилуй ты меня,- сказал он с удивлением, - / Чем любоваться тут? Твой хор / Горланит вздор!» (И.Крылов)

Примеры Все предложения – вопросительные. НО: в 1,2 предложениях автор спрашивает, чтобы получить ответ; в 3,4 предложениях автор заранее знает ответ. Ответьте на вопросы. Что получилось? На 1-ый ответов м.б. много. На 2-ой – либо «да», либо «нет». На 3-ий автор знает ответ: богатством гордиться нельзя На 4-ый автор знает ответ: любоваться тут нечем.

Выводы Первое и второе предложения содержат обычный вопрос, а третье и четвертое – риторический вопрос. Запомните! Риторический вопрос не требует ответа. Он сам утверждает то, о чем спрашивает. Зачем же используется вопросительное предложение?

Выводы Попробуем выразить те же мысли в форме повествовательного предложения: «Никто не должен сметь гордиться своим богатством». «Любоваться тут нечем». Что изменилось? Смысл остался, но исчезла эмоциональность и выразительность.

Риторическое восклицание Риторическое восклицание – фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Р.в. отличается эмоциональностью, произносится с торжественностью, приподнятостью, воодушевлением. Р.В. служит для усиления выразительности речи.

Примеры 1.Увы! Пред властию чужой Склонилась гордая страна. (М.Ю.Лермонтов) 2.То было в утро наших лет – О счастие! О слезы! О лес! О жизнь! О солнца свет! О свежий дух березы! (А.К.Толстой)

Примеры 3. «Орлам случается и ниже кур спускаться: / Но курам никогда до облак не подняться!» (И.Крылов) 4. Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез! (Н.А.Некрасов) 1,2 – простые восклицания. 3,4 – риторические восклицания.

Риторическое обращение Риторическое обращение – фигура, в которой в форме обращения к неодушевленным предметам, явлениям, понятиям… выражается различное отношение автора к тому, о чем говорится, передается торжественность, приподнятость.

Примеры 1.Друзья мои! Прекрасен наш союз. Он, как душа, неразделим и вечен. (А.С.Пушкин) 2.Разбуди меня завтра рано, О моя терпеливая мать! (С.Есенин) 3.Колокольчики мои, Цветики цветные! Что глядите на меня, Темно-голубые? (А.К.Толстой)

Примеры 4. Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля! Я предан вам душой. (А.Пушкин) 1,2 предложения – обращения к конкретным людям. Это простые обращения. 3,4 – обращения к неодушевленным предметам, они не могут быть собеседниками автора. Но они придают речи торжественность, выразительность. Это риторические обращения.

Список использованной литературы 1. Д.Э.Розенталь «Справочник по русскому языку. Практическая стилистика». Москва, Оникс, Мир и Образование, 2007г. 2. И. Мизина, Т.Тюрина «Выразительные средства языка» Москва, Н-ПРО, Г. С. Меркин, Т.М. Зыбина и др. «Развитие речи. Выразительные средства художественной речи», Москва, «Русское слово», 2008г.