Автор Шалабаева Т.В. Воспитатель МДОУ Д/С 51 «Экспериментирование как средство формирования познавательной активности старших дошкольников»
Одним из направлений в работе по формированию познавательной активности является экспериментирование. Экспериментирование приобретает в последнее время особую актуальность в связи с условиями быстро меняющейся жизни, когда от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Цель исследования теоретически выявить и путём опытно – экспериментальной работы проверить эффективность экспериментирования как средства формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи 1.Изучить теоретические основы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в деятельности экспериментирования. 2.Выявить особенности развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. 3.Продолжать развивать познавательный интерес у детей в процессе организации экспериментирования. 4.Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности.
Методы 1.Анализ и синтез литературы по проблеме исследования. 2.Анализ работы по экспериментированию в МДОУ Педагогический эксперимент и его анализ. 4.Статистическая обработка данных.
Реализация проекта - повышение квалификации педагогов в области экспериментирования -организация экспериментальной деятельности детей в МДОУ. - организация экспериментальной деятельности детей в домашних условиях (работа с родителями)
Предполагаемый результат познавательная активность у детей старшего дошкольного возраста повысится, если целенаправленно и комплексно использовать экспериментирование.
Анализ эффективности использования детского экспериментирования. Определение уровня знаний Отношение детей Изучение познавательных о неживой природе к экспериментальной интересов деятельности (позн. потребность выражена ) Высокий- 10% 1 м.- игр.угол. – 44% сильно – 11% Средний – 39% 2 м. – изо- 40% умеренно – 73% Низкий - 51% 3м. – эксперим. – 16% слабо – 16%
Организация опытно-экспериментальной деятельности. Работу опытно-экспериментальной деятельности построили исходя из трех блоков педагогического процесса, это: -специально-организованное обучение в форме занятий; -совместная деятельность взрослого с детьми; -свободная самостоятельная деятельность детей Использовали следующие формы работы: Занятия; Плановые эксперименты; Дидактические игры; Беседы; Наблюдение и труд; Работа в лаборатории. Форма организации детей была различной: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).. Совместная деятельность взрослого с детьми была основной в опытно- экспериментальной деятельности.
Результат целенаправленной систематической работы по опытно- экспериментальной деятельности. Мы видим положительный результат проводимой работы Определение уровня знаний Отношение детей Изучение познавательных о неживой природе к экспериментальной интересов деятельности (позн. потребность выражена ) Высокий- 67% 1 м.- игр.угол. – 44% сильно – 55% Средний – 28% 2 м. – эксперим.- 33% умеренно – 40% Низкий - 6% 3м. – изо. – 23% слабо – 5%
Заключение На основании проведенной работы мы смогли убедиться в том, что детское экспериментирование является эффективным и необходимым для развития у дошкольников познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков. Определение уровня знаний Изучение познавательных о неживой природе интересов
Литература. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М., Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, с. Из детства –в отрочество. Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6 -7 лет в дет.саду / Доронова Т.Н., Гербова В.В., и др. - М.: Просвещение, Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под.ред.Л.Н. Прохоровой М., 2004 Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
Приложения 1.План выписка по работе в области экспериментирования в МДОУ 51 г. Твери. 2.Анкетирование воспитателей и родителей 3.Консультации для родителей и воспитателей. 4.Диагностики по определению уровня знаний характерных особенностей неживой природы, выявлению отношения к экспериментированию, изучению познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах работы. 5.Конспекты занятий и опытов по экспериментированию.