Работа с источниками на уроках истории. Выполнила учитель истории МОУ СОШ 11 п.Новотерский Кирьянова Е.Ю.
Исторический источник – это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом. Надписи на камне и глине. Старинные книги. Знаменитые постройки. Вещественные памятники (посуда, монеты, оружие) Письменные памятники (надписи, книги)
Учит мыслить, рассуждать, извлекать информацию, подмечать черты отдаленной исторической эпохи. Формирует навыки исследовательской работы. Развивает познавательные умения: анализировать, сравнивать, систематизировать, сопоставлять, оценивать, делать выводы.
Памятка работы с историческим источником. 1. Сформулируйте общее представление о произведении (ознакомьтесь с текстом, просмотрите текст) 2. Обратите внимание на дату написания, реконструируйте, опираясь на уже имеющиеся сведения и привлекая дополнительные, историческую ситуацию. 3. Определите причины, побудившие автора написать работу. 4. Внимательно прочитайте текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное. 5.Разделите текст на законченные в смысловом отношении части. Анализируя каждую выделить основные положения, идеи автора. Раскрыть связи теоретических положений и конкретных фактов.
Памятка для лабораторной работы. Перечислены типы исторических источников; Указаны хронологические группы корпуса письменных источников; Указаны общие и специальные цели; Приводится схема изложения результатов.
Памятка. 1. Летописи (погодные записи, своды летописания): общерусские («Повесть временных лет») и местные (Новгородские Летописи); сборники письменных законов; поучение. «Слово о законе и благодати митрополита Иллариона», «Русская Правда», «Повесть временных лет», Устав, «Поучение детям», «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника». 2. середина XI в, , начало XIIв, 1185, конец XIIв схема изложения результата.
Схема изложения результатов. 1. Характеристика источника. Происхождение и авторство, исторические условия создания. 2. Анализ содержания источника. Полнота и достоверность. 3. Заключение. Обобщенная оценка значения источника.
Умения учащихся основной школы по работе с историческими источниками. 1. отнесение источника к определенному времени (эпохе), событию, лицу, выявление обстоятельств и цели создания, функции памятника; 2. описание исторических памятников (предметов, сооружений, изображений и т.д.); 3. поиск и систематизация исторической информации в источниках разных типов и видов; 4. сравнение различных исторических источников между собой, фиксирование расхождений; 5.определение личностного отношения к историческим памятникам, осознание их значимости для постижения истории.
Этапы формирования познавательных умений для работы с историческими источниками. Создание мотивационной основы действий; Создание ориентировочной основы действий(описание способов и последовательности их выполнения); Выполнение операций по памятке, алгоритму под контролем учителя (первичное закрепление умений, рефлексия); Выполнение действий без опоры на памятку при самоконтроле(последующее закрепление); Самостоятельный выбор источников и их анализ (рефлексия, позволяющая оценить эффективность выполнения работы).
Прочитайте исторические источники и ответьте на вопросы. В лето 1097 пришли Святополк, и Владимир,и Давид Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославия, и брат его Олег и собрались в любече для устроения мира. И обращались к себе, говоря: «Зачем губим русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы нашу землю терзают на части и радуются, что между нами войны и доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять русские земли. Пусть каждый держит отчину свою…» и на том целовали крест: «Если кто пойдет на кого, то на того будем все…» и, принеся клятву,разошлись восвояси… 1. В каком жанре написан текст? 2. О каком событии идет речь? Каковы последствия этого события? 3. Что означают выражения «целовать крест», «отчина»? Это летопись. О съезде князей в г.Любече, положившем начало феодальной раздробленности Руси. «Целовать крест» - присягать, «отчина» - вотчина, владение, передающееся от отца к сыну.
Прочитайте исторические источники и ответьте на вопросы. Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете по силам, кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души…. В дому своем не ленитесь, но за всем наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам… На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами снаряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь,а вставайте рано; оружие снимайте с себя второпях, не оглядевшись по ленности, внезапно ведь человек погибает… Куда бы вы не держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас… 1. В каком жанре написан этот документ? 2. Кто такие тиуны и отроки? 3. Каким должен быть князь с точки зрения Мономаха? Это – поучение. Тиун – управляющий княжеским имуществом; отроками называли младших воинов в княжеской дружине. Как христианин – милостивым, справедливым судьей; как воин – внимательным, осторожным; как князь – должен своими действиями показывать пример.
Памятка для работы с документом. 1. Обратите внимание на название, автора и время создания документа. 2. Прочитайте текст несколько раз и ответьте на вопросы к нему. 3. Подумайте, какую информацию содержит в себе текст об исторических событиях, их участниках, оценках современников и автора данного документа. 4. Анализируя текст документа, попробуйте выделить объективные и субъективные данные.
Этот вид работы можно применять -при закреплении нового материала; -при проверки домашнего задания; - как дополнительного задания на дом; - на лабораторных занятиях, построенных на изучении источников; - для полготовки к ЕГЭ.