ОБОБЩЕНИЕ АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГ О ОПЫТА Татаринова Л. П., заместитель директора по НМР Методические рекомендации учителям
Структура целостного описания опыта работы 1. Информация об опыте. 2. Технология опыта. 3. Результативность опыта. 4. Список использованных источников. 5. Приложения.
Тема опыта. Сведения об авторе опыта (Ф.И.О., преподаваемые предметы, место работы). Условие возникновения, становления опыта (необходимые сведения о микрорайоне, социальной среде, классе). Актуальность опыта (какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике, успешно решаются в опыте). Ведущая педагогическая идея опыта – центральная, основная мысль, вытекающая из опыта и предусматривающая вариативность форм её применения; это выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта. Длительность работы над опытом (с момента обнаружения противоречия между желаемым состоянием и действительным до момента выявления результативности опыта). Диапазон опыта (отдельная педагогическая ситуация, урок, система уроков, система внеклассной работы, с единой системой «урок – внеклассная работа», лекционно-семинарской системой, с системой внешкольной работы, с организацией воспитательной системы, и т. п.). Теоретическая база опыта. Здесь необходимо четко указать, что конкретно на основе той или иной научной идеи разрабатывается автором опыта. 1. Информация об опыте
2. Технология опыта. Надо отразить последовательность действий: осознание цели исследования, постановки задач исследования, организация УВП, содержание образования, подбор форм, методов, средств обучения, планирование работы по теме, описание алгоритмов учебной деятельности школьников, поэтапных действий учителя, приемы контроля, взаимоконтроля, подведение итогов, анализ результатов, корректировка»; последовательность применения основных приемов, форм в контексте общей логики педагогических действий (алгоритм).
Технология опыта ЦЕЛЬЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО АЛГОРТМУ РЕЗУЛЬТАТ
Результативность опыта. Для оценки результативности актуального опыта необходимо определить критерии: уровень воспитанности учащихся уровень обученности учащихся развитие личности учащихся (использовать известные в теории и практике методики.) Результативность опыта необходимо прослеживать в течение определенных промежутков времени (3 года). При оценке результативности важно учитывать: мнение тех, кто уже использует данный опыт какие преимущества имеет опыт по сравнению с другими методами обучения за счет чего достигается в опыте высокий результат насколько стабильны эти результаты степень оптимальности получаемых результатов. Оценивая результаты, необходимо сравнивать их с типичными для данных условий работы. Учитель сам должен определить критерии результативности своей деятельности по проблеме
4. Список использованных источников Гин А. А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. –М., Вита-Пресс, – 88 с. Шеин С. А. Диалог как основа педагогического общения// Вопросы психологии. –
5. Приложения Конспект урока «____» Конспект внеклассного мероприятия «__» Реферат по теме «_____» Диаграммы Таблицы Графики Творческие работы учащихся Планирование Авторские программы, адаптированные программы, программы ЭК Тексты лекций, зачетов Данные об успеваемости и пр.
Защита опыта (15 минут) дать обоснование актуальности опыта, его практической значимости, для чего выделить противоречия, трудности, с которыми столкнулись в своей практической деятельности; вычленить ведущую педагогическую идею опыта, ее составные части (это могут быть уже известные или новые идеи и технологии передового опыта, отвечающие взглядам участника); отразить теоретическую базу опыта (на какие научные (или практические) изыскания опирается педагог, научные концепции или теории каких авторов использует в работе); раскрыть технологию реализации ведущей педагогической идеи и ее компонентов, изложить точку зрения на содержание образования, взаимоотношения педагога и ученика, формы, методы, приемы и средства обучения и воспитания современного школьника; показать предлагаемые инновации в организации учебно- воспитательного процесса, содержании образования, взаимодействии педагога и учащегося и т.д.; провести самоанализ результатов профессиональной деятельности: показать изменения в качестве знаний учащихся, в овладении практическими умениями и навыками, в уровне воспитанности, в развитии интереса к предмету.
Структура выступления учителя Объявление темы работы. Рассказ об условиях возникновения и становления опыта (сведения о микрорайоне, школе, классах). Обоснование актуальности и перспектив развития опыта. Выявление недостатков и противоречий в образовательном процессе, которые учитель стремится устранить. Формулирование целей и задач работы. Обоснование теоретической базы опыта, принципов педагогической деятельности. Краткий рассказ о сущности опыта и его технологии. Приведение доказательств преимущества предъявленной технологии обучения по сравнению с другими. Информирование о результатах наблюдений, срезовых работ, анкетирований учеников и их родителей. Целесообразно указать число победителей олимпиад разных уровней и другие яркие примеры, подтверждающие точку зрения педагога. Сравнение полученных результатов с целями и задачами, которые ставились в начале работы. Формулирование выводов (они должны быть четкими, отражающими сущность опыта, новизну и оригинальность находок).
Критерии оценки творческого отчета учителя Актуальность выбора темы исследования, ее соответствие современным направлениям совершенствования образования. Умение учителя выделить ведущую идею своего педагогического опыта и сформулировать ее. Способность педагога анализировать условия возникновения и становления опыта, обосновывать актуальность концептуальных подходов, установок, лежащих в основе его педагогической системы. Умение четко выделять цели и задачи своей поисковой педагогической деятельности. Способность применить современные достижения педагогики, психологии и методик учебных дисциплин для обоснования выдвигаемых концептуальных положений. Новизна творческих находок учителя. Аргументированность нововведений, их соответствие основным направлениям совершенствования образования на современном этапе. Умение моделировать учебные занятия в соответствии с проблемой исследования и требованиями современного этапа развития школы. Умение анализировать результаты своей педагогической деятельности. Речевая культура учителя.
РЕШЕНИЕ Утвердить методические рекомендации учителям по обобщению актуального педагогического опыта Рекомендовать к внедрению опыт работы учителя географии Кустова А. Н. по теме «Использование интерактивных методов обучения на уроках географии как средство формирования коммуникативной компетентности школьников» Внести в школьный банк данных опыт работы учителя географии Кустова А. Н. Ходатайствовать перед методическим советом управления образования г. Белгорода о внесении в муниципальный банк данных опыта работы учителя географии Кустова А. Н.