СТАНОВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ (В АСПЕКТЕ ОХРАНЫ И ГИГИЕНЫ ЗРЕНИЯ) Работа по самообразованию
Актуальность темы. Актуальность данного исследования обуславливается двумя факторами: 1. С одной стороны отмечаются неблагоприятные тенденции к ухудшению состояния здоровья детей; 2. С другой стороны существует необходимость совершенствования подходов к взаимодействию образовательных учреждений и семьи, поиска форм эффективного сотрудничества педагогов и родителей по применению здоровьесберегающих технологий в аспекте охраны и гигиены зрения дошкольников, в воспитании здорового ребенка в общем.
Объект исследования: процесс становления физической компетентности у детей старшего дошкольного возраста по здоровьесбережению в аспекте охраны и гигиены зрения. Предмет исследования: определение условий для организации охраны и гигиены зрения старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения. Гипотеза исследования: если создать оптимальные условия по охране и гигиене зрения старших дошкольников в условиях ДОУ, то возможно это повысит их физическую компетентность и общую культуру дошкольников и их родителей об их состоянии здоровья.
Для реализации и проверки следующей гипотезы предстоит решить следующие задачи: 1. изучение психолого-педагогической и медицинской литературы по проблеме исследования; 2. изучение психолого-социальных основ формирования у рбенка позиции созидателя в отношении своего здоровья. 3. рассмотрение условий в системе дошкольного образования для детей с нарушением зрения. 4. выявление уровня компетентности родителей и педагогов по проблеме физической компетентности по здоровьесбережению в аспекте охраны и гигиены зрения. 5. определение условий для процесса становления физической компетентности у детей старшего дошкольного возраста по здоровьесбережению в аспекте охраны и гигиены зрения в условиях ДОУ. 6. разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по становлению физической компетентности у детей старшего дошкольного возраста по здоровьесбережению зрения в аспекте его охраны и гигиены.
Методы исследования: 1. Анализ научно-методической (психолого- педагогической) и медицинской документации испытуемых по проблеме исследования; 2. Беседы с педагогами, дошкольниками и их родителями; 3. Проведение констатирующего эксперимента; 4. Анкетирование родителей, воспитателей.
Базой для исследования проблемы явилось Государственное Образовательное Учреждение – детский сад комбинированного вида 855 СЗОУО г.Москвы. В исследовании принимало участие 40 детей дошкольного возраста 6-7 лет (две подготовительные к школе группы) и 40 родителей дошколят.
В 1 главе будем рассматривать основные направления и теоретические основы становления физической компетентности, значение зрительного органа в познании окружающей действительности и самого себя, отношение к своему здоровью на разных возрастных этапах психического развития, психолого- социальные основы формирования у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья, содержание программ по здоровьесбережению дошкольников, условия в системе дошкольного образования для детей с нарушением зрения, сохранение и укрепление здоровья в условиях ДОУ и семьи.
Под воздействием воспитания, образования ребенок познает окружающий мир, знакомится с его определенными ценностями, развивается, становится компетентной личностью. Самое краткое определение компетентности по И.Зимней – это успешное действие в конкретной ситуации. Физическая компетентность определяется способностям, знаниями, умениями и навыками эффективного самоуправления физическим состоянием организма в объеме не менее требуемых стандартами конкретной ситуации. Формирование и становление физической компетентности по здоровьесбережению у детей дошкольного возраста проявляется в процессе и вследствие самостоятельного регулирования активности – отдыха, свободного выбора позы, длительности и темпа выполнения выбранного дела.
Во 2 главе рассмотрим проведенную опытно-экспериментальную работу по становлению физической компетентности у детей старшего дошкольного возраста по сбережению зрения в условиях взаимодействия детского сада и семьи. Для разработки и внедрения в практику работы ДОУ условий по становлению физической компетентности по здоровьесбережению в аспекте охраны и гигиены зрения были предложены следующие задачи: 1. Провести оценку здоровья детей 6-7 лет по результатам медико- педагогической проверки (сбор банка данных по оценке здоровья детей (группы здоровья, общий анализ заболеваемости по отношению к средним показателям по саду, анализ заболеваемости органов зрениядетей 6-7 лет в количестве 40 человек), анкетирование родителей, педагогов и детей по проблеме исследования). 2. Сформировать банк данных и разработать условия для взаимодействия детского сада и семьи по проблеме исследования.
По результатам мониторинга дети распределились по группам здоровья следующим образом.
По результатам мониторинга здоровья детей выявлены показатели, у каких специалистов наблюдаются дети: Комментируя данную диаграмму, необходимо отметить, что большее количество детей наблюдаются у педиатра по каким-либо показаниям, второе место занимают дети, находящиеся под специальным наблюдением окулиста. Причем по данным анализа медицинской документации врача ДОУ, в основном дети, наблюдающиеся у окулиста, имеют диагноз, связанный с астигматизмом и амблиопией.
По результатам опроса родителей и педагогов выявлено, что современные семьи испытывают ряд трудностей в вопросах охраны здоровья и гигиены зрения детей. Изучение значимости для них рационального режима дня, гигиены зрения позволило установить, что в практике семейного воспитания имеется разрыв между потенциальными средствами здоровьесбереженияи их реальным использованием. Поэтому необходимо повышать компетентность по здоровьесбережению в аспекте охраны и гигиены зрения не только у воспитанников ДОУ, но и их родителей.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ НАГЛЯДНО ПРЕДСТАВЛЕН НА ДАННОЙ ДИАГРАММЕ. На данной гистограмме видно, что половина опрошенных детей имеют высокий уровень физической компетенции по здоровьесбережению в аспекте охраны и гигиены зрения. Но в то же время другая половина дошкольников плохо освещена в области охраны и гигиены зрения, из чего следует, что необходимо проводить работу по повышению уровня компетенции в области здоровьесбережения зрения.
По результатам опроса детей 6-7 лет, выявлено: - дети понимают значение зрительного органа - глаза – в познании окружающей действительности, - но не все дети обращают внимание на форму глаза, -не знают назначение ресниц, что они предотвращают глаза от пыли, а веко защищает глаз, -большинство детей проводят длительное время за просмотром телепередач и компьютерными играми (причем время не ограничено родителями), -не все дети знают, что есть гимнастика для глаз, которая укрепляет зрительный орган и в то же время снимает напряжение с глаз. Анализируя опрос и детей, и родителей и педагогов ДОУ, можно сделать вывод: выбранная тема актуальна, а создание необходимых условий и разработка рекомендаций как для родителей ДОУ, так и для педагогов по повышению физической компетентности у детей старшего дошкольного возраста по здоровьесбережению в аспекте охраны и гигиены зрения позволит повысить компетентность не только родителей дошкольников, педагогов, но и самих дошкольников в первую очередь.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!