МБОУ СОШ 38 Реферат Тема: «Становление оперного жанра» Автор: Ученица 9 «б» класса Автор: Ученица 9 «б» класса Аввакумова Дарья Аввакумова Дарья Руководитель: Щеголихина Е.П. Руководитель: Щеголихина Е.П.г.Озёрск2012г.
Зарождение оперы Развитие оперы во Франции стране, где танец традиционно преобладал над пением, пошло по несколько иному пути. Французская опера раннего барокко, представленная прежде всего так называемыми лирическими трагедиями любимого композитора Людовика XIV Ж. Б. Люлли, это относительно короткий спектакль на героический или мифологический сюжет. В такой опере пять актов, и она непременно включает торжественные сцены с хорами и балетом, не имеющие прямого отношения к сюжету и призванные отразить величие короля. На фотографии изабражен тетр Гранд-Опера На фотографии изабражен тетр Гранд-Опера
Понятие жанра оперы Опера - Опера (лат. opera труды, изделия, произведения) жанр музыкально- драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки. Создателями этого нового жанра были поэты и музыканты, преклонявшиеся перед античным искусством и стремившиеся возродить древнегреческую трагедию. Но хотя в своих музыкально-сценических операх они использовали сюжеты из древнегреческой мифологии, они не возродили трагедию, а создали совсем новый вид искусства оперу.
Строение жанра оперы сольные номера ( арии, монологи) ансамбли ( дуэты, терцеты, квартеты и т.д.) хоровые эпизоды Оркестровые номера ( увертюра, интермеццо, пролог ) 3.Ансамбль имени А.В.Александрова - Хор "Славься" из оперы "Иван Сусанин" 4.Глинка – Увертюра к опере ''Руслан и Людмила'' 2.Ансамбль девушек – Чайковский, Опера "Евгений Онегин", Девицы-красавицы 1.Анна Нетребко оперная певица, сопрано. – Ария оперной дивы
Развитие жанра на протяжении веков Стиль возник в Италии и был связан с развитием в конце XVI века национального оперного искусства и вокальной школы. Выразительные средства бельканто формировались на основе фонетических особенностей итальянского языка и традиций народного исполнительства. Стиль возник в Италии и был связан с развитием в конце XVI века национального оперного искусства и вокальной школы. Выразительные средства бельканто формировались на основе фонетических особенностей итальянского языка и традиций народного исполнительства. На фотографии изображен оперный театр в Италии Ла Скала На фотографии изображен оперный театр в Италии Ла Скала
Бельканто (итал. bel canto «красивое пение») техника виртуозного пения, которая характеризуется плавностью перехода от звука к звуку, непринуждённым звукоизвлечением, красивой и насыщенной окраской звука, выровненностью голоса во всех регистрах, лёгкостью звуковедения, которая сохраняется в технически подвижных и изощрённых местах мелодического рисунка. В бельканто голос это инструмент певца. Анна Нетребко оперная певица, сопрано. – Ария оперной дивы
Музыка опер-сериа организована согласно устойчивому набору правил: драматическое действие разворачивается в речитативах, тогда как эмоции персонажей выражаются посредством арий. На протяжении большей части 18 в. композитор в опере не был ведущей фигурой. Создателями большинства оперных спектаклей были музыканты и поэты, состоявшие на службе в театрах; они широко использовали чужую музыку и непременно учитывали требования ведущих певцов-солистов, прежде всего кастратов и сопрано, чье бельканто служило главной приманкой для публики. На фотографии изображен Пьетро Метастазио
Несколько позднее новый вызов условностям оперы- сериа был брошен со стороны «низких» форм музыкальной культуры. Параллельно «серьезной» опере существовали и развивались такие незатейливые, простонародные жанры, как опера- буффа (в Италии), комическая опера,или комедия с ариеттами (во Франции), балладная опера (в Англии), зингшпиль (в Германии). В.А.Моцарт - Увертюра из оперы - Свадьба Фигаро
В романтизме - этот стиль в скором времени стал в музыкальном искусстве уже 2- й четверти века основополагающим. Его представляли Роберт Шуман и Карл Мариа Вебер, Джоаккино Россини и Джузеппе Верди, Гектор Берлиоз и Фредерик Шопен, Александр Верстовский, Михаил Глинка, молодой Александр Даргомыжский... Поздний романтизм (3-я четверть века) наступил с осмыслением действительности без прекрасных, но эфемерных иллюзий. Это время "романтических битв" и формирования стилистики реализма. В романтизме - этот стиль в скором времени стал в музыкальном искусстве уже 2- й четверти века основополагающим. Его представляли Роберт Шуман и Карл Мариа Вебер, Джоаккино Россини и Джузеппе Верди, Гектор Берлиоз и Фредерик Шопен, Александр Верстовский, Михаил Глинка, молодой Александр Даргомыжский... Поздний романтизм (3-я четверть века) наступил с осмыслением действительности без прекрасных, но эфемерных иллюзий. Это время "романтических битв" и формирования стилистики реализма. Жорж Бизе (Кармен) - У любви, как у пташки крылья Жорж Бизе (Кармен) - У любви, как у пташки крылья
Рок-опера (англ. rock opera) это опера в жанре рок-музыки. Рок-оперы представляют собой музыкально-сценические произведения, где в ариях, исполняемых множеством вокалистов по ролям, раскрывается сюжет оперы. При этом по музыке арии написаны в стиле рок, на сцене могут вместе с солистами присутствовать гитаристы и прочие рок-музыканты. Рок-опера (англ. rock opera) это опера в жанре рок-музыки. Рок-оперы представляют собой музыкально-сценические произведения, где в ариях, исполняемых множеством вокалистов по ролям, раскрывается сюжет оперы. При этом по музыке арии написаны в стиле рок, на сцене могут вместе с солистами присутствовать гитаристы и прочие рок-музыканты. Юнона и Авось -Я тебя никогда не забуду Юнона и Авось -Я тебя никогда не забуду