« … превратить деятельность ученика в его самодеятельность…» К. Д. Ушинский « … превратить деятельность ученика в его самодеятельность…» К. Д. Ушинский
умение самостоятельно пополнять знания умение самостоятельно пополнять знания ориентироваться в стремительном потоке научной информации ориентироваться в стремительном потоке научной информации перерабатывать полученные знания перерабатывать полученные знания ЗАДАЧА ШКОЛЫ ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УВП МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Процесс обучения – процесс двухсторонний. Для успеха обучения требуется не только высокое качество работы учителя, но и активная деятельность учащихся, желание овладеть самостоятельно знаниями, их интерес к обучению, сосредоточенная и вдумчивая работа под руководством учителя. Для этого необходимо строить процесс обучения, организацию и методику урока так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике. Для успеха обучения требуется не только высокое качество работы учителя, но и активная деятельность учащихся, желание овладеть самостоятельно знаниями, их интерес к обучению, сосредоточенная и вдумчивая работа под руководством учителя. Для этого необходимо строить процесс обучения, организацию и методику урока так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.
ТЕХНОЛО- ГИЯ ПЕРСПЕКТИ ВНО- ОПЕРЕЖАЮ ЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛО- ГИЯ БЛОЧНО- МОДУЛЬНО ГО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛО- ГИЯ ПРОБЛЕМ- НОГО ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМА- ЦИОННЫЕ ТЕХНОЛО- ГИИ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛО- ГИИ МЕТОД ПРОЕКТОВ РЕЙТИНГО- ВЫЕ ТЕХНОЛО- ГИИ ТЕХНОЛО- ГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕС- КОГО МЫШЛЕНИЯ ЛИЧНОСТ- НО- ОРИЕНТИРО ВАННЫЕ ТЕХНОЛО- ГИИ
Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Изменяется форма общения учителя с учащимися. Оно осуществляется через модули, где учитель выступает в качестве консультанта - координатора Изменяется форма общения учителя с учащимися. Оно осуществляется через модули, где учитель выступает в качестве консультанта - координатора Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю; Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю; Использование на уроках модульной технологии обучения направлено на достижение следующих целей: активизация учебного процесса; активизация учебного процесса; повышение уровня усвоения изучаемого материала; повышение уровня усвоения изучаемого материала; мотивация учения; мотивация учения; развитие способностей к саморегуляции деятельности, её самооценке; развитие способностей к саморегуляции деятельности, её самооценке; развитие навыков сотрудничества и делового общения. развитие навыков сотрудничества и делового общения. способность и умение учащихся работать творчески, самостоятельно добывать знания, вникать в сущность явлений, осмысливать, анализировать и обобщать их. способность и умение учащихся работать творчески, самостоятельно добывать знания, вникать в сущность явлений, осмысливать, анализировать и обобщать их.
Что такое модуль? Это узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в одно целое Модуль – это программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности учащихся
Что включает в себя система действий учителя? Главное – это разработка модульной программы (тематическое планирование темы курса). Модульная программа состоит из комплексной дидактической цели (ДЦ), поставленной перед каждым модулем. Из комплексной ДЦ вытекает интегрирующая цель (ИДЦ). В свою очередь ИДЦ модуля может иметь частную дидактическую цель (ЧДЦ). На основе ЧДЦ выделяются частные учебные элементы (УЭ). Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент. В результате создается каскадом целей: КДЦ – ИДЦ – ЧДЦ – УЭ Главное – это разработка модульной программы (тематическое планирование темы курса). Модульная программа состоит из комплексной дидактической цели (ДЦ), поставленной перед каждым модулем. Из комплексной ДЦ вытекает интегрирующая цель (ИДЦ). В свою очередь ИДЦ модуля может иметь частную дидактическую цель (ЧДЦ). На основе ЧДЦ выделяются частные учебные элементы (УЭ). Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент. В результате создается каскадом целей: КДЦ – ИДЦ – ЧДЦ – УЭ. Что включает в себя система действий учителя? Главное – это разработка модульной программы (тематическое планирование темы курса). Модульная программа состоит из комплексной дидактической цели (ДЦ), поставленной перед каждым модулем. Из комплексной ДЦ вытекает интегрирующая цель (ИДЦ). В свою очередь ИДЦ модуля может иметь частную дидактическую цель (ЧДЦ). На основе ЧДЦ выделяются частные учебные элементы (УЭ). Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент. В результате создается каскадом целей: КДЦ – ИДЦ – ЧДЦ – УЭ Главное – это разработка модульной программы (тематическое планирование темы курса). Модульная программа состоит из комплексной дидактической цели (ДЦ), поставленной перед каждым модулем. Из комплексной ДЦ вытекает интегрирующая цель (ИДЦ). В свою очередь ИДЦ модуля может иметь частную дидактическую цель (ЧДЦ). На основе ЧДЦ выделяются частные учебные элементы (УЭ). Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент. В результате создается каскадом целей: КДЦ – ИДЦ – ЧДЦ – УЭ.
При изучении материала крупными блоками необходимы условия: 1. Четкая организация всего учебного процесса; 2. Постановка целей и задач обучения для всего блока; 3. Сочетание словесных, наглядных методов; 4. Широкое вовлечение учащихся в различные виды самостоятельной деятельности; 5. Комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль; 6. Вера учителя в способности ученика.
Блок – группа знаний и навыков, которые учащийся должен продемонстрировать после его изучения. 1-й модуль (1– 2 урока) – устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий; при подаче домашнего задания обращается внимание на 1) теоретический материал; 2) опережающие задания; 3) изготовление карточек. 2-й модуль (2–4 урока) – использование теоретического материала при выполнении типовых упражнений: самостоятельные и практические работы, где учащиеся под руководством учителя работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискутируют. 3-й модуль (1–2 урока) – предварительны й контроль знаний, повторение и обобщение материала темы (возможна работа с компьютером или индивидуальные карточки задания, тесты разного уровня и т.д.). 4-й модуль (1–2 урока) – контроль знаний, учащимся предлагается контрольная или зачетная работы.
ПЛЮСЫ блочно- модульной технологии МИНУСЫ блочно- модульной технологии СОБСТВЕННАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОБСТВЕННАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ БОЛЬШИЕ ЗАТРАТЫ ВРЕМЕНИ НА ПОДГОТОВКУ КОМФОРТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СЛАБО УЧИТЫВАЮТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ РАБОТА НА УРОКЕ В ЛИЧНОМ ТЕМПЕ ВОЗМОЖНОСТЬ РАСКРЫТЬСЯ УЧИТЕЛЮ ДЕЛОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ВНЕДРЕНИЯ НЕ ВЫСОКАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВСАМОКОНТРОЛЯ СВЯЗЬ С ЖИЗНЬЮ НЕСООТВЕТСТВИЕ СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ ВСТРОИТЬ УРОК В ШКОЛЬНОЕ РАСПИСАНИЕ
Что же дает модульное обучение? Мои выводы базируются на наблюдениях, мониторинговых исследованиях и анкетировании учащихся. Значение блочно-модульной технологии для учеников, включенных в технологию модульного обучения, среди которых проводилось анкетирование по вопросам: Что дают мне модульные уроки? Отвлекаюсь ли я на уроке? Хотели бы вы, чтобы так работали все учителя? 97% учащихся одобрили внедрение модульной технологии. Анализ информации позволил сделать вывод о том, на уроках остается высокий сознательный уровень дисциплины, что в конечном итоге положительно влияет на качество и эффективность урока, а самостоятельная работа стала для этих учеников средством активной познавательной деятельности. Ученикам предоставляется возможность получить индивидуальную консультацию, а самоконтроль, промежуточный и выходной, позволяет выявить пробелы в усвоении модуля. Ученики в анкетах пишут, что на модульных уроках они в большей степени могут само реализоваться, и это способствует мотивации учения и продвижению на более высокий уровень обучения.
ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАН- НОЕ ОБУЧЕНИЕ УСПЕХ ДОСТИЖЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ АКТИВИЗАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ, ПАМЯТИ, ВООБРАЖЕНИЯАКТИВИЗАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ, ПАМЯТИ, ВООБРАЖЕНИЯ НРАВИТСЯ УЧИТЬСЯНРАВИТСЯ УЧИТЬСЯ СЧАСТЬЕСЧАСТЬЕ
Я УСЛЫШАЛ, И Я ЗАБЫЛ; Я УВИДЕЛ, И Я ЗАПОМНИЛ; Я СДЕЛАЛ, И Я ПОНЯЛ