Консультация для воспитателей «Разговорная речь взрослого как эталон общения с ребёнком» Выполнила Учитель-логопед Шлюева Т. В.
Священное уменье говорить, Произносить слова и строить фразу. Как просто это: стоит рот открыть, И чудо возникает сразу
Для пропаганды чистоты речи логопед может использовать индивидульные и групповые беседы с воспитателями, семинары-практикумы, консультации
Темы консультаций «Развитие мышления и речи у дошкольников», «Как и о чём мы разговариваем с ребёнком», «Рассказывают дети», «Осторожно: дети вслушиваются», «Что и как читать, разучивать с ребёнком», «Культура речи взрослых- пример для маленьких»
В разных сферах социальной жизни ребёнка формирование базиса личностной культуры происходит благодаря: -речевой коммуникации ( Л. С. Выготский ) -речевой актам ( А. А. Леонтьев ) -достижение «единства языка-речи ( Ф. А. Сохин )
На протяжении дошкольного возраста происходят сдвиги в преобладании тех или иных мотивов: младший возраст- деловые мотивы, средний возраст- познавательные интересы и личностные мотивы общения с взрослыми
Требования к речи педагога: -Правильность -Точность -Логичность -Чистота -Выразительность -Богатство -Уместность
Речевые коммуникации имеют целый ряд наименований -языковая -вербальная -речевое общение -вербальное общение -речевая деятельность -речь
Научное определение: «Коммуникация- специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.»
Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые и, подражая, копируют. Языковое богатство, как и недостаток языковой культуры тех людей, с которыми постоянно соприкасается ребёнок, становится его достоянием.
Педагогу необходимо помнить о: -звуковой культуре речи -литературном произношении -интонационной выразительности речи ( фразовые и логические ударения, паузы, движения голоса по высоте, силе, тембру, темп )
Имеет огромное значение, с каким выражением лица педагог разговаривает с детьми. Мимика, так же как и жест, дополняет, углубляет понимание слова, усиливает его эмоциональный оттенок. И здесь воспитатель является актёром, который хорошо владеет искусством позы, мимики, жеста.
В целом речь педагога должна быть полной, красочной, грамматически правильно оформлена, выразительна, логически связная. В беседе с детьми, при рассказывании необходимо уметь пользоваться синонимами, метафорами, эпитетами, шире использовать устное народное творчество, фразеологические обороты.
Безусловно, знание воспитателем названных требований, их соблюдения и постоянное совершенствовние какчеств своей речи- это залог успешной работы по речевому развитию детей в детском саду.