МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СНЕЖИНКА» С. СЫТОМИНО Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи Рассказывание по теме «Осень» Учитель-логопед Иванова Оксана Анатольевна 2011 год
СЛОВО ЕСТЬ ПЕРВЫЙ ПРИЗНАК СОЗНАТЕЛЬНОЙ, РАЗУМНОЙ ЖИЗНИ. СЛОВО ЕСТЬ ВОССОЗДАНИЕ ВНУТРИ СЕБЯ МИРА. К.С. Аксаков
ЦЕЛЬ: РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Оборудование: Сюжетные картинки уборка урожая, осенний лес, корзина с листьями, письмо от Осени т.д. Аппаратное обеспечение: Мультимедийное оборудование, магнитофон Предварительная работа: Чтение стихотворений об осени Ф.И. Тютчева, А.Н. Толстого, П.М. Плещева, А.С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам»
Организационный момент Стало вдруг светлее вдвое, Двор как в солнечных лучах – Это платье золотое У березы на плечах. Чтение стихотворений Е. Трутневой «Осень»
Пролетают паутинки С паучками в серединке, И высоко от земли Пролетают журавли. Утром мы во двор идем – Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят, летят, летят… Все летит! Должно быть, это Пролетает наше лето.
ВОПРОСЫ ДЕТЯМ: -О каком времени года говорилось в стихотворении? - Назовите осенние месяцы. - Осень в сентябре и в октябре какая? (Ранняя, золотая, разноцветная). - Осень в ноябре какая ? (Поздняя, холодная, сырая, морозная) - Что такое листопад?
2. ОБЪЯСНЕНИЕ ТЕМЫ СЕГОДНЯ МЫ ПОГОВОРИМ ОБ ОСЕННЕЙ ПОРЕ
3. ИГРА «ПОДБЕРИ ДЕЙСТВИЕ» 1.Листья осенью (что делают?) – желтеют, опадают и т.д. 2.Дождь осенью – моросит, идет и т.д. 3. Урожай осенью – убирают. 4.Птицы осенью – улетают. 5.Деревья осенью – готовятся к зиме, меняют шубки.
4. ИГРА «Подбери признак» 1.Листья осенью (какие?) – желтые, красные, багряные, золотые. 2.Вопрос: «Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные)». Дождь осенью (какой?) – холодный, моросящий. 3.Погода осенью какая? (Пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью). 4.Деревья осенью (какие?) – с разноцветными листьями.
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 1.К нам на длинной тонкой ножке (прыжки на одной ноге по кругу). 2.Скачет дождик по дорожке (прыжки на другой ноге). 3.В лужице смотри, смотри! Он пускает пузыри. (показывая руками на воображаемые пузыри).
ЧТЕНИЕ ПИСЬМА СТУК В ДВЕРЬ. Оксана Анатольевна заносит в кабинет корзинку с разноцветными листьями. Среди листочков находит письмо. Это послание «Осени».
6. ЧТЕНИЕ ПИСЬМА Но не осенний дождик размыл некоторые строчки и детям придется самим догадываться, о чем там было написано. Оксана Анатольевна читает текст, дети вставляют подходящиеся по смыслу пропущенные слова, которые учитель-логопед старается записать.
РАССКАЗ «ОСЕНЬ» На смену лету пришла… (золотая осень). Солнышко все реже выглядывает… (из – за туч). Деревья надели… (разноцветный наряд). … (красные, желтые). Листья… (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик… (моросит) и заставляется прятаться (по домам). Птицы собираются в стаи… и улетают в теплые края. Зверям некогда резвиться, они делают… (на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.
7. ЧТЕНИЕ РАССКАЗА, СОСТАВЛЕННОГО С ПОМОЩЬЮ ОТВЕТОВ ДЕТЕЙ
ИТОГ: непосредственно образовательная деятельность 1.ЧТО БЫВАЕТ ТОЛЬКО ОСЕНЬЮ?
8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: В процессе целенаправленного обучения дети с общим недоразвитием речи постепенно овладевают необходимыми речевыми навыками, умениями и навыками для доставления пересказов и самостоятельных монологических высказываний, что является основной для развития свяной речи и овладениязнаниями в перод начального обучения в школе.
УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ ДЕТЬМИ НА ЗАНЯТИИ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!