Урок – творческий отчет. Цель: практическое применение знаний по теме или разделу; формирование исследовательских навыков учащихся. Подготовительный этап: 1. Тема и дата урока объявляется заранее. 2. Объявляются варианты творческих заданий по теме: например, разработать проект, произвести лабораторные исследования, написать реферат, взять интервью у специалиста и т. п. Каждый выбирает себе задание по интересам. З. Работать можно индивидуально или группой (творческой, инициативной), полностью самостоятельно или пользуясь рекомендациями, консультациями. Требования к отчету: дать обоснование выбора вопроса и форм работы, изложить суть и объяснить полученные результаты, показать их практическое применение. Ход урока: 1. Вводное слово учителя. 2. Выступление учащихся с отчетами (если задание выполняла группа - докладывает один). З. Ответы докладчиков на вопросы одноклассников. В ответах могут участвовать и члены группы, готовившей задание. 4. Подведение итогов. Оцениваются результаты работы учеников по выбранным заданиям (при групповом выполнении все члены одной группы получают одну оценку) с учетом выполнения всех требований.
Урок – сочинение. Цель: закрепление знаний по теме, развитие умения анализировать. Ход урока: 1. Класс получает задание: написать сочинение по предмету. В нем нужно связать в единое целое 5-10 известных каждому ученику случаев из жизни, где встречаются изученные на уроках понятия и применяются полученные на уроках знания. 2. Описание в сочинении различных явлений и краткое их объяснение. З. Оценка сочинений - учитывается количество примеров, языка изложения, качество объяснения примеров и то, как они "вписаны" в рассказ.
Урок – ролевая игра. Цель: формирование целенаправленных действий учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями. Виды: имитационные (направлены на имитацию определенного профессионального действия); ситуационные (связаны с решением какой-либо узкой конкретной проблемы - игровой ситуации); условные (решение, например, учебных или производственных конфликтов). Формы: воображаемые путешествия, дискуссии на основе распределения ролей, пресс-конференции. Ход урока: Основные этапы: подготовительный, игровой, заключительный, анализ результатов.
Урок – придумай проект. Цель: практическое применение изученного на уроке явления (закона) в разработанных учениками технических проектах. Ход урока: Целевая установка, актуализация знаний учащихся. Формирование творческих групп. Возможна индивидуальная работа. Разработка технических проектов в соответствии с требованиями. Защита проектов и определение наиболее привлекательных. Подведение итогов.
Урок – домино. Одной формуле может быть поставлено в соответствие до 10 верных формулировок или наоборот: одной формулировке соответствует несколько формул минут игры в такое "домино" достаточно для прочного запоминания многих формул.
Урок – соревнование. Формирование у учащихся умений соотносить свои интересы с интересами коллектива, подчинять свои эмоции решению конкретной задачи, использовать все свои возможности, ориентироваться в нестандартных ситуациях. Цель: овладеть умением применения приобретенных знаний в жизни. Ход урока: 1. Проверка домашнего задания. 2. Решение примеров из учебника. З. Создание ситуации: решаем задачи, которые составляем сами. 4. Составление задач. Учитель в это время составляет свои примеры и записывает их на одной части доски. 5. Задачи учеников записываются на другой части доски. 6. Организация соревнования: кто быстрее решит: учитель или класс? 7. У доски с учителем соревнуется самый сильный ученик. Весь класс решает вместе с ним задачи, составленные учителем. Учитель одновременно решает задачи учеников. 8. Обсуждение, подведение итогов, выводы. Обязательно оценивать актуальность задач.