Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах. Виды и формы работ со словарными словами. Презентацию подготовила: Рудакова Алла Николаевна учитель начальных классов МБОУ СОШ 4 г-к АНАПА, КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Программой по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется, написание которых нужно запомнить. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является обучение безошибочному письму и формирование орфографической зоркости, развитие умений анализировать языковые факты и явления. В начальном курсе грамматики, правописание и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой учащиеся усваивают словарные слова. Первоначальное знакомство со словарными словами начинается уже в 1 классе. В каждом последующем классе количество словарных слов увеличивается. Все трудные слова, изучаемые в начальной школе можно разделить по тематическим группам: Программой по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется, написание которых нужно запомнить. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является обучение безошибочному письму и формирование орфографической зоркости, развитие умений анализировать языковые факты и явления. В начальном курсе грамматики, правописание и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой учащиеся усваивают словарные слова. Первоначальное знакомство со словарными словами начинается уже в 1 классе. В каждом последующем классе количество словарных слов увеличивается. Все трудные слова, изучаемые в начальной школе можно разделить по тематическим группам:
ЖивотныеШКОЛАРастенияПТИЦЫИнструментыМЕСЯЦЫи другие
СЛОВАРНЫЕ СЛОВА ДЛЯ 2 КЛАССА ЖИВОТНЫЕ: ЗАЯЦ КОРОВА ЛИСИЦА ЛЯГУШКА МЕДВЕДЬ ОБЕЗЪЯНА СОБАКА ШКОЛА: АЛФАВИТ ДЕЖУРНЫЙ КАРАНДАШ КЛАСС ПЕНАЛ ТЕТРАДЬ УЧЕНИК УЧЕНИЦА УЧИТЕЛЬ
РАСТЕНИЯ: БЕРЕЗА ЗЕМЛЯНИКА КАПУСТА МАЛИНА МОРКОВЬ ОСИНА ЩАВЕЛЬ ЯБЛОКО ЯБЛОНЯ ПТИЦЫ: ВОРОБЕЙ ВОРОНА СНЕГИРЬ СОРОКА
1 ЭТАП. ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ. 2 ЭТАП. РАБОТА НАД СЛУХОВЫМ ОБРАЗОМ СЛОВАРНОГО СЛОВА. 3 ЭТАП. ЗАПИСЬ СЛОВА С «ОКОШКОМ». Основные этапы в работе со словарными словами: Способы предъявления нового слова: - чтение загадки, отгадывание ее учащимися; - рассматривание предметной картинки; - описание признаков предмета. Учащиеся проговаривают слово орфоэпически правильно, без выделения слогов, определяют в нем «трудное место». Таким образом, учащиеся сами ставят орфографическую задачу.
ОДНИМ ИЗ СРЕДСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ОСМЫСЛЕННОСТЬ И ПРОЧНОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ НЕПРОВЕРЯЕМЫХ НАПИСАНИЙ, ЯВЛЯЕТСЯ ЭТИМОЛОГИЧЕСКАЯ СПРАВКА. -СОДЕРЖИТ ИНФОРМАЦИЮ О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЛОВА, ЕГО ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЗНАЧЕНИИ, ПОМОГАЕТ «ПРОЯСНИТЬ» ИСТОРИЧЕСКИЙ СОСТАВ СЛОВА – НАПРИМЕР: ЛОПАТА- ОРУДИЕ ТРУДА С ДЛИННОЙ РУЧКОЙ И ПЛОСКИМ ШИРОКИМ КОНЦОМ. ПРИМЕНЯЕТСЯ ДЛЯ РЫХЛЕНИЯ ЗЕМЛИ. НАЗВАНИЕ ПОЛУЧЕНО НА ОСНОВАНИИ СХОДСТВА ПРЕДМЕТОВ ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ. РАНЬШЕ БЫЛО СЛОВО «ЛОПА» – «ПОХОЖАЯ НА ЛАДОНЬ». ТАК ЖЕ ОБРАЗОВАЛОСЬ СЛОВО «ЛОПАСТИ» – «ПЛОСКАЯ ШИРОКАЯ ЧАСТЬ ВИНТА У ПАРОХОДА ИЛИ САМОЛЕТА» 4 ЭТАП. РАБОТА НАД ЗРИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОМ СЛОВАРНОГО СЛОВА.
ТРЕБОВАНИЯ К АССОЦИАТИВНОМУ ОБРАЗУ: Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким- нибудь признаком: 2. -по цвету 3. -количеству 4. -действию 5. -звучанию 6. -назначению 7. -местоположению 8. -форме 9. -материалу 10. -вкусу 11. -массе и т.д Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове. Однако далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание. В таких случаях можно использовать АССОЦИАТИВНЫЙ ОБРАЗ, который помогает правильно написать орфограмму.
Примеры словарных слов и ассоциативных образов. 1.Подбор ассоциативных рядов слов. г А зета- бум А га д И рект О р – кр И к, р О т з А вод – труб А ин Е й – б Е лый, сн Е г к А пуста – з А яц к А рандаш – гр А нь, бум А га к А рман – дыр А к О нцерт – н О та, х О р, д О к О рабль – в О лны, б О цман, к О к л А донь – л А па м А шина – шин А с О бака - хв О ст
2. Работа по созданию схематичных рисунков. На месте пропущенных букв должны появиться небольшие рисунки, напоминающие данные объекты и предметы. Я Б Л К О П М И Д О Р П Р Т Р Е Т К Р З И Н А
Ценность данного приема работы – наличие у каждого ученика своего ассоциативного образа при общих требованиях: заданная орфограмма и ассоциативная связь. На начальном этапе учитель сам показывает и создает образы. В дальнейшем учащиеся выполняют данные задания самостоятельно. В работе над трудными словами для формирования орфографического навыка, навыка правописания словарных слов учитель может использовать стихи, фрагменты из художественных произведений для детей, стихотворения с опорами и рифмованные подсказки, кроссворды.