Одежда кубанского казака. Выполнила ученица 4а класса МБОУ гимназия «Аврора» Низовцева Софья Учитель Ночевная Елена Александровна
Казачий костюм. » Он мог десятилетиями носиться. Бешмет, черкеска, также башлыки Красивы на Кубани мужики. У молодых – и то усы торчат, Чтоб привлечь внимание девчат..»
Костюм казаков состоял из военной формы и повседневной одежды. Старинная казачья одежда очень древняя. Костюм казаков складывался веками, задолго до того, как степняки стали именоваться казаками. Штаны кочевника – конника. За столетия покрой не изменился: это широкие шаровары – в узких штанах на коня не сядешь, да и ноги они будут стирать, и движения всадника сковывать. Рубахи были двух видов: русская и беш- мет. Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили на выпуск. Шили из холста или шелка. Зимой носили нагольные полушубки, которые надевались шерстью на голое тело. От трения шерсти о тело возникает электрическое поле – так теплее, а если человек вспотеет – шерсть пот оботрёт, он не впитается в одежду и не превратится в лёд
Из верхней одежды казаки издавна предпочитали архалук – «спиногрей» – нечто среднее между стёганным татарским халатом и кафтаном. Кроме того, поверх тулупа зимой и в непогоду надевался балахон – валяный из овечьей или верблюжьей шерсти плащ с капюшоном.
Черкеска похожа на длинный кафтан в талию, сверху облегающий, от пояса с расширяющимися полами. Впереди застегивался на крючки от груди до середины длины, так что полы внизу свободно расходились, не препятствуя широкому шагу воина.
Сапог было великое множество – без них верховая езда невозможна, да и по сухой степи не пройдешь босиком. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков – ичини и «чирики» – туфли – галоши, их надевали поверх ичиг, в которой заправлялись шаровары. Носили и «башмаки» – кожаную обувь с ремнями, названную так потому, что изготовлялась она из телячьей кожи (тюрк. «башмак» – теленок).
Более всего казак ценил одежду не за ее стоимость, а за тот внутренний духовный смысл, которыми были наполнены каждый стежок, каждая деталь казачьего костюма. По верованиям древних, одежда – вторая кожа, поэтому коренные казаки никогда не носили чужую одежду, не совершив над ней очистительных обрядовую и тем более одежду с убитых. Надеть «чуждые покров» – означало «войти» в волю дарителя и потерять свою. Поэтому казак ни за что не надел бы «шубу с царского
В 19 веке носили высокие «папахи». В начале 20 века вошли в моду низкие «кубанки», их носили даже летом. Шапка – продолжение головы. У казаков папаха или фуражка играла огромную роль в обычаях и символике.
Чем пристальнее изучаешь народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства.
Народный костюм превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.