О собенности обучения и воспитания Принципы коррекции
ЗПР у воспитанников детского дома 1. Происхождение. Типология. Проявления 2. Особенности образа Я 3. Особенности эмоционального развития 4. Мотивационно-потребностная сфера 5. Особенности коммуникации 6. Принципы коррекционной работы
Задержка психического развития (ЗПР) – одна из пограничных форм интеллектуальной недостаточности, которая характеризуется замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности.
Типология ЗПР (по Лебединской) ЗПР конституционального происхождения (характеризуется ярко выраженной эмоционально-волевой незрелостью, соответствующей более ранней ступени развития, это так называемый психический инфантилизм); ЗПР соматогенного происхождения (к этому типу ЗПР относятся часто болеющие, ослабленные дети); ЗПР психогенного происхождения (возникает при неблагоприятных внешних условиях развития и воспитания, а также при психических травмах); ЗПР церебрально-органического происхождения (наиболее тяжелая форма задержки развития, вызванная органическими нарушениями, в частности – недостаточностью нервной системы с минимальной мозговой дисфункцией).
Причины возникновения ЗПР Можно выделить следующие наиболее важные группы причин, которые могут обусловить ЗПР: 1) причины биологического характера, препятствующие нормальному и своевременному созреванию мозга; 2) общий дефицит общения с окружающими, вызывающий задержку в усвоении ребенком общественного опыта; 3) отсутствие полноценной, соответствующей ^возрасту деятельности, дающей ребенку возможность посильного «присвоения» общественного опыта, своевременного формирования внутренних психических действий; 4) социальная депривация, препятствующая своевременному психическому развитию.
Любое проявление искреннего интереса к личности ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других. В характерологической сфере усиление вероятности акцентуирования характерологических особенностей и повышение вероятности психопатоподобных проявлений.
Наблюдается незрелость эмоционально-волевой деятельности, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов; Дети не готовы к эмоционально теплым отношениям со сверстниками, у них могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, они слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.
В мотивационной сфере преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия, дезадаптивность побуждений и интересов.
Проявляется большое количество протестных реакций, направленных против воли взрослых, частое отсутствие правильного понимания социальной роли и положения, ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений. Своеобразно строятся взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Отношения отличаются эмоциональной нестабильностью, неустойчивостью, проявлением черт детскости в деятельности и поведении.
Наблюдается слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частая смена настроения, тревожность, фамильярность по отношению к взрослому
Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость. Для ребенка с ЗПР необходим более длительный период для приёма и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений. Для детей с ЗПР характерны ограниченный (гораздо беднее, чем у нормально развивающихся детей того же возраста) запас общих сведений об окружающем, недостаточно сформированные пространственные и временные представления, бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности. несоответствие между уровнем наглядно действенных операций и словесно-логического мышления
Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР У детей с ЗПР наблюдается низкая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. В любом случае происходит быстрая потеря интереса к работе и снижение работоспособности. Дети с ЗПР менее способны к мобилизации сил, чем нормально развивающиеся. Нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР легкой формы склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения, целенаправленности, целесообразности действий, применения волевых усилий
Задачи Активизация познавательной деятельности учащихся; Повышение уровня их умственного развития; Нормализация учебной деятельности; Коррекция недостатков эмоционально-личностного развития; Социально-трудовая адаптация
Принципы коррекционной работы При ЗПР коррекция должна проводиться в комплексном порядке при непосредственном участии врача, психолога, логопеда и дефектолога. Соблюдение охранительного режима при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью будет способствовать сохранению здоровья воспитанников. Основополагающим является единство требований к ребенку со стороны педагогов и персонала детского дома.
Принципы коррекционной работы Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.