Санкт-Петербург – 2010 Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр Результаты социологического опроса жителей Красногвардейского района Санкт-Петербурга по теме защиты прав потребителей Социологическое исследование проведено Санкт- Петербургским информационно-аналитическим центром в 2010 г. методом стандартизованного телефонного интервью с использованием системы CATI; выборка: 600 чел., квотная по полу и возрасту; максимальная ошибка выборки на уровне 95% составляет ±4%. Для сравнения использованы данные аналогичных опросов по району 2008 г. и 2009 г. и опросов по Санкт- Петербургу 2007 г. и 2010 г. (методика та же, выборка: 1200 чел., квотная по полу и возрасту; максимальная ошибка выборки на уровне 95% составляет ±2,9%). Аналитическая обработка данных, включая определение значимости выявляемых различий, осуществлена на средствах ИС ИАО с использованием программного комплекса STATISTICA 6.1.
ДИНАМИКА ОЦЕНОК ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ, УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА В КРАСНОГВАРДЕЙСКОМ РАЙОНЕ
Оценка жителями Красногвардейского района работы предприятий торговли В 2010 г., как и в гг., работа предприятий торговли устраивает («скорее устраивает» и «полностью устраивает») большинство жителей Красногвардейского района (в 2010 г. доля удовлетворенных составляет 73,5%). Средняя оценка жителями состояния данной сферы составляет 3,9 балла. По сравнению с 2009 г. значимых изменений в оценке работы предприятий торговли не зафиксировано.
В 2010 г. работу предприятий общественного питания оценивают положительно чуть меньше половины жителей района (48,3%), примерно пятая часть (20,9%) ею недовольна. По сравнению с 2009 г. доли положительных и отрицательных ответов не изменились. Средний балл по-прежнему равен 3,3. Оценка жителями Красногвардейского района работы предприятий общественного питания
Так же как в случае с предприятиями торговли и общественного питания, в оценке работы предприятий бытового обслуживания по сравнению с 2009 г. существенных изменений не произошло. Большинство респондентов дали положительные отзывы (54,7%), доля отрицательных отзывов – 16,4%. Практически не изменился средний балл (3,5 против 3,6 в 2009 г.). Оценка жителями Красногвардейского района работы предприятий бытового обслуживания
В 2010 г. в Красногвардейском районе ни ухудшения, ни улучшения оценки работы жилищно-коммунальных служб не произошло. Доля положительных ответов больше, чем отрицательных (35,2% против 26,9%). Средняя оценка составляет 3 балла. Оценка жителями Красногвардейского района работы жилищно- коммунальных служб
Распределение ответов на вопрос: "С какими из следующих проблем Вам приходилось встречаться в течение последнего года?" % от общего числа респондентов В 2010 г., как и в гг., самыми острыми жилищно-коммунальными проблемами для жителей являются отключение тепло- и водоснабжения (указали большинство респондентов). При этом доля жителей, недовольных отключением теплоснабжения, увеличилась (на 12,9 процентного пункта). Жалобы жителей Красногвардейского района в области жилищно- коммунального обслуживания: наиболее острые проблемы
Распределение ответов на вопрос: "С какими из следующих проблем Вам приходилось встречаться в течение последнего года?" % от общего числа респондентов В 2010 г. на отключение электроэнергии пожаловались 45% жителей, на плохую уборку лестничных клеток – 38,6%, на выход из строя лифтов – 40,6%, труб тепло- и водоснабжения – 34,6%. По сравнению с 2009 г. значимо увеличилась доля жителей, недовольных отключением электроэнергии (на 9,8 процентного пункта) и выходом из строя лифтов (на 7,9 проц.пункта). Жалобы жителей Красногвардейского района в области жилищно- коммунального обслуживания: проблемы среднего уровня остроты
Распределение ответов на вопрос: "С какими из следующих проблем Вам приходилось встречаться в течение последнего года?" % от общего числа респондентов В 2010 г. на плохое техническое состояние лифтов пожаловались 33,5% жителей, на плохую уборку дворов – 29,9%, на недостаточное теплоснабжение – 29,7%, на несвоевременный вывоз мусора – 28,7%. По сравнению с 2009 г. значимо увеличилась доля жителей, недовольных несвоевременным вывозом мусора (на 6,3 процентного пункта) и плохой уборкой дворов (на 5 проц.пунктов). Единственное улучшение касается теплоснабжения: число жалоб на недостаток тепла в 2010 г. сократилось (29,7% против 36,2% в 2009 г.). Жалобы жителей Красногвардейского района в области жилищно- коммунального обслуживания: проблемы среднего уровня остроты
Распределение ответов на вопрос: "С какими из следующих проблем Вам приходилось встречаться в течение последнего года?" % от общего числа респондентов В 2010 г. на выход из строя электропроводки пожаловались 12,8% жителей. А наименее остро, как и в гг., перед жителями стоят проблемы, связанные с обеспечением газом. Жалобы жителей Красногвардейского района в области жилищно- коммунального обслуживания: наименее острые проблемы
В 2010 г. сократилась (с 11% до 6,6%) доля жителей, которые не сталкивались ни с одной из перечисленных жилищно- коммунальных проблем (отключением электроэнергии, тепло- и водоснабжения, выходом из строя электропроводки, труб тепло- и водоснабжения, недостаточным теплоснабжением, плохой уборкой дворов и лестничных клеток, несвоевременным вывозом мусора, выходом из строя и плохим техническим состоянием лифтов, выходом из строя газового оборудования или отключением газа). Доля жителей Красногвардейского района, у которых нет жалоб по рассмотренным аспектам жилищно-коммунального обслуживания, %
В 2010 г. доля отрицательных оценок медицинского обслуживания в рамках обязательного медицинского страхования превышает долю положительных (35,6% против 32,4%). По сравнению с 2009 г. значимых изменений не зафиксировано. Средняя оценка составляет 2,9 балла (против 3-х в 2009 г., изменение также не значимо). Оценка жителями Красногвардейского района медицинского обслуживания в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС)
Распределение ответов на вопрос: "С какими из следующих проблем Вам приходилось встречаться в течение последнего года?" % от общего числа респондентов В 2010 г., как и в гг., основной проблемой в области медицинского обслуживания в рамках ОМС является наличие очередей (к врачу, в регистратура и т.п.), при этом в 2010 г. по сравнению с 2009 г. поток нареканий на данную проблему, как и на связанную с ней проблему отсутствия специалистов, возрос: количество жалоб на очереди увеличилось с 55,2% до 66,2%, на отсутствие специалистов – с 31,9% до 40,6%. Жалобы жителей Красногвардейского района на качество медицинского обслуживания в рамках ОМС: наиболее острые проблемы
Распределение ответов на вопрос: "С какими из следующих проблем Вам приходилось встречаться в течение последнего года?" % от общего числа респондентов В 2010 г. на низкую квалификацию специалистов пожаловались 31,9% жителей, на отсутствие возможности проведения необходимых анализов и лабораторных исследований – 31%, на плохое отношение к пациентам со стороны медперсонала – 25,9%, на плохое оборудование кабинетов и лабораторий медицинской техникой – 22,7%. Реже других встречаются жалобы на плохое состояние здания и помещений поликлиники (9,4%). По сравнению с 2009 г. жители стали чаще жаловаться на плохое оборудование кабинетов и лабораторий медицинской техникой (22,7% против 16,5% в 2009 г.) и отсутствие возможности проведения необходимых анализов и исследований (31% против 25,7% в 2009 г., причем число жалоб на последнюю проблему значимо увеличивается второй год подряд). Жалобы жителей Красногвардейского района на качество медицинского обслуживания в рамках ОМС: прочие проблемы
Соответственно вышеописанным изменениям сократилась и доля жителей, не встречавшихся ни с одней из перечисленных проблем в медицинском обслуживании в рамках ОМС (24% против 31,3% в 2009 г.). Доля жителей Красногвардейского района, у которых нет жалоб по рассмотренным аспектам медицинского обслуживания в рамках ОМС, %
В 2010 г. заметно ухудшилась оценка жителями работы общественного транспорта в районе: сократилась доля положительных отзывов (57,7% против 63,7% в 2009 г.) и уменьшился средний балл (с 3,7 балла в 2009 г. до 3,5). Доля отрицательных отзывов, впрочем, остается невысокой (13,1%). Оценка жителями Красногвардейского района работы общественного транспорта
Распределение ответов на вопрос: "С какими из следующих проблем Вам приходилось встречаться в течение последнего года?" % от общего числа респондентов В 2010 г. наиболее острой проблемой, связанной с работой общественного транспорта, остаются пробки на дорогах (83,6%). Также большинство респондентов недовольны большими интервалами движения общественного транспорта (55,5%), его переполненностью (52,5%) и плохим состояние дорог (55,2%). По сравнению с 2009 г. доля жалоб на переполненность транспорта увеличилась на 21,4 процентного пункта, на большие интервалы в его движении – на 13,8 проц.пункта, на плохое состояние дорог – на 13,5 проц.пунктов, на пробки – на 11,4 проц.пункта. Жалобы жителей Красногвардейского района в области работы общественного транспорта: наиболее острые проблемы
Жалобы жителей Красногвардейского района в области работы общественного транспорта: прочие проблемы В 2010 г. на состояние остановок пожаловались 28% жителей (28,2% – на оборудование и 27,8% – на содержание). Реже других встречаются жалобы на неудачную схему маршрутов общественного транспорта (18,7%). По сравнению с 2009 г. доля жалоб на плохое содержание остановок и их оборудование увеличилась соответственно на 14,9 и 14 процентных пунктов. Распределение ответов на вопрос: "С какими из следующих проблем Вам приходилось встречаться в течение последнего года?" % от общего числа респондентов
Соответственно происшедшим ухудшениям в данной области сократилась и доля жителей, которые не сталкивались ни с одной из перечисленных проблем в работе общественного транспорта (9,2% против 16,4% в 2009 г.). Доля жителей Красногвардейского района, у которых нет жалоб по рассмотренным аспектам работы общественного транспорта, %
КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ РАЙОН НА ФОНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Оценка качества жилищно-коммунального обслуживания в Красногвардейском районе намного благоприятнее, чем по городу в целом: в Красногвардейском районе преобладают положительные оценки, а в городе в целом – отрицательные, причем их в 1,4 раза больше, чем в районе. Доля удовлетворенных жилищно-коммунальным обслуживанием, в Красногвардейском районе в полтора раза больше, чем по Санкт- Петербургу (34,4% против 23,4%). В отличие от жителей Красногвардейского района, в целом по городу петербуржцы дали практически столько же крайне негативных оценок, сколько умеренно негативных. Существенно большее благополучие в данном отношении в Красногвардейском районе подчеркивает также значительное превышение абсолютно положительных оценок в районе над их долей по городу. % от общего числа респондентов Оценка качества жилищно-коммунальных услуг жителями Красногвардейского района и жителями Санкт-Петербурга в целом в 2010 г.
Выраженное преобладание позитивных оценок наблюдается по вопросу о работе общественного транспорта – как в Красногвардейском районе, так и в городе в целом, при этом в районе ситуация, по отзывам жителей, более благополучная: перевес положительных оценок над отрицательными составляет более чем 4 раза. В структуре положительных отзывов как по городу, так и в районе преобладают умеренно-позитивные оценки, однако в Красногвардейском районе весома доля тех, кто полностью удовлетворен качеством работы общественного транспорта – 14%, что вдвое больше, чем по Санкт-Петербургу. % от общего числа респондентов Оценка качества услуг общественного транспорта жителями Красногвардейского района (работа транспорта в пределах района) и жителями Санкт-Петербурга в целом (работа транспорта в городе) в 2010г.
Дать оценку качеству общественного питания смогли намного меньше петербуржцев, в том числе жителей Красногвардейского района, чем жилищно-коммунальному обслуживанию и работе городского пассажирского транспорта, т.к. меньше жителей пользуются услугами предприятий общепита. В целом по городу затруднились с такой оценкой 37,7% жителей, в Красногвардейском районе – еще больше: 46,6%. Те, кто смог оценить качество услуг предприятий общепита, дали в основном положительные отзывы (их вдвое больше), причем ситуация в районе и городе в данном случае не различается. Оценка качества услуг общественного питания жителями Красногвардейского района и жителями Санкт-Петербурга в целом в 2010 г. % от общего числа респондентов
В 2010 г. жители Санкт-Петербурга оценивают качество товаров в основном как удовлетворительное, исключение составляет только аудио-, видео- и бытовая техника, средний балл качества которых выше и равен 4. Меньше всего жители удовлетворены качеством продовольственных товаров и лекарств (средние баллы соответственно 3,1 и 3,2). Качество группы товаров, объединяющих средства личной гигиены, парфюмерии и бытовой химии оценено ниже, чем аудио- видео- и бытовой техники (3,8 балла против 4,0) и существенно выше, чем качество одежды и обуви (3,4 балла). По сравнению с 2007 г. значительно ухудшилась оценка качества средств личной гигиены, парфюмерии и бытовой химии, одежды и обуви, продовольственных товаров (средний балл по качеству продовольствия упал больше всего – на 0,4). По оценкам жителей, единственное улучшение наблюдается в отношении качества лекарств (средний балл возрос на 0,2). По сравнению с 2007 г. петербуржцы изменили свое мнение по поводу взаимосвязи цены и качества товаров. Если в 2007 г. подавляющее большинство считали, что цена не влияет на качество (68,1%), то в 2010 г. данного мнения придерживается чуть больше половины (53,2%). Почти треть петербуржцев (32,6%) считают, что цена в ряде случаев влияет и в таком же количестве случаев не влияет на качество товара; по сравнению с 2007 г. доля таких возросла в 2,8 раза. Оценка петербуржцами качества товаров
Распределение ответов на вопрос: "В какой мере Вас устраивает качество продуктов питания?" % от числа ответивших на вопрос Относительное большинство петербуржцев (40%) в 2010 г. качество продовольствия оценили на три балла. По результатам исследования практически поровну оказалось тех, кого совершенно не устраивает качество продовольственных товаров (9,7%), и тех, кого оно полностью устраивает (8,6%). Однако баланс смещен в пользу положительных оценок, т.к. доля скорее удовлетворенных качеством продовольствия (24,8%) почти в два раза превышает долю тех, кто им скорее не удовлетворен (13,9%). В 2007 г. оценка качества продовольствия была существенно выше, чем в 2010 г. По данным 2010 г., значительно сократилась доля жителей, в той или иной степени довольных качеством продуктов питания, а доля в различной степени не удовлетворенных им возросла вдвое. В результате если в 2007 г. удовлетворенных качеством продовольствия было в пять раз больше, чем недовольных, то в 2010 г. этот перевес составил только 1,4 раза. Качество продовольственных товаров в оценках жителей Санкт-Петербурга в гг. Удовлетворенность петербуржцев качеством продовольственных товаров % от числа респондентов
Качество одежды и обуви треть жителей (33,6%) в 2010 г. оценили на три балла, еще треть (32,4%) им скорее довольны, а 10,9% им полностью удовлетворены, что почти в два раза больше доли тех, кого качество одежды и обуви совершенно не устраивает (5,3%). По сравнению с 2007 г. спектр мнений относительно качества одежды и обуви существенно не изменился. Зафиксировано только одно ухудшение – возросла доля жителей, которых качество одежды и обуви абсолютно не удовлетворяет (другие варианты оценок собрали примерно столько же сторонников, что и в 2007 г.). Однако, хотя это и повлекло значимый рост общей доли в той или иной мере не удовлетворенных качеством данной группы товаров, итоговое соотношение осталось положительным: в целом доля в той или иной мере удовлетворенных качеством одежды и обуви в 2,7 раза превышает долю недовольных им. Качество одежды и обуви в оценках жителей Санкт-Петербурга в гг. Распределение ответов на вопрос: "В какой мере Вас устраивает качество одежды и обуви?" % от числа ответивших на вопрос Удовлетворенность петербуржцев качеством одежды и обуви % от числа респондентов
В 2010 г. пятую часть опрошенных (21,3%) полностью устраивает качество группы товаров, объединяющих средства личной гигиены, парфюмерии и бытовой химии. Это вдвое больше, чем доля полностью или частично недовольных качеством данной продукции. Больше всего (41,7%)оказалось тех, кого качество средств личной гигиены, парфюмерии и бытовой химии скорее устраивает, – оценка на четыре балла по пятибалльной шкале. По сравнению с 2007 г. существенно сократилась доля полностью удовлетворенных качеством данной группы товаров и возросла доля скорее удовлетворенных им. Доля тех, кого частично или полностью не устраивает качество этих товаров, также возросла, однако это не повлияло на общее благоприятное соотношение оценок, в котором положительных оценок в семь раз больше, чем отрицательных. Качество средств личной гигиены, парфюмерии и бытовой химии в оценках жителей Санкт-Петербурга в гг. Удовлетворенность петербуржцев качеством средств личной гигиены, парфюмерии и бытовой химии % от числа респондентов Распределение ответов на вопрос: "В какой мере Вас устраивает качество средств личной гигиены, парфюмерии и бытовой химии?" % от числа ответивших на вопрос
По данным 2010 г., в Санкт-Петербурге равное соотношение «крайних» оценок качества лекарств: жителей, которых оно полностью устраивает и совершенно не устраивает, примерно по 8%. Четверть жителей качество лекарств скорее устраивает (24,7%), что почти в два раза больше доли тех, кого оно скорее не устраивает (11,9%). По сравнению с 2007 г. возросла доля жителей, скорее довольных качеством лекарств (на 7,4 проц. пункта), примерно на столько же возросла доля выставивших по нему три балла. В итоге в целом в 2010 г. только треть (32,5%) жителей высказали удовлетворенность качеством лекарств, пятая часть (19,8%) жителей им недовольны. По сравнению с 2007 г. оценка несколько улучшилась: возросла доля в той или иной мере в целом положительных отзывов и сократилась доля отрицательных. Качество лекарств в оценках жителей Санкт-Петербурга в гг. Распределение ответов на вопрос: "В какой мере Вас устраивает качество лекарств?" % от числа ответивших на вопрос Удовлетворенность петербуржцев качеством лекарств % от числа респондентов
Из всех рассмотренных товаров лучше всего петербуржцы оценивают качество аудио-, видео- и бытовой техники: более четверти жителей оно устраивает полностью, еще 41,7% – скорее устраивает, негативные оценки высказали всего 5,5% опрошенных, из них абсолютно негативные – 2%. По сравнению с 2007 г. отмечается улучшение оценки: возросла доля положительных отзывов, сократилась доля выставивших за качество данной группе товаров три балла. В итоге качеством аудио-, видео- и бытовой техники удовлетворено подавляющее большинство горожан (69,1%) и по сравнению с 2007 г. их доля возросла (на 11,1 проц.пункта при практически неизменной доле негативных отзывов – 5,5%). Качество аудио-, видео- и бытовой техники в оценках жителей Санкт-Петербурга в гг. Распределение ответов на вопрос: "В какой мере Вас устраивает качество аудио-, видео- и бытовой техники?" % от числа ответивших на вопрос Удовлетворенность петербуржцев качеством аудио-, видео- и бытовой техники % от числа респондентов
Оценка петербуржцами качества услуг в 2010 г. Среди всех рассмотренных видов услуг горожане выразили наибольшую удовлетворенность качеством туристических услуг: 41,9% положительных отзывов – в 10,5 раз больше, чем отрицательных. Самая низкая оценка выставлена за качество услугам по ремонту жилья (18,2% положительных оценок против 43,3% отрицательных). «На втором месте от конца» находится качество жилищно-коммунальных услуг (23,4% позитивных отзывов против 36,5% негативных). Поровну негативных и позитивных оценок наблюдается в отношении качества медицинских услуг (соответственно 28,5% и 26,9%). По пятибалльной шкале качество туристических услуг оценено в среднем на 3,8 балла, услуг по ремонту жилья – на 2,5 балла, жилищно-коммунальных услуг – на 2,7 балла. Средние оценки качества услуг общественного питания, спортивно- оздоровительных услуг, услуг пригородного и городского пассажирского транспорта и медицинских услуг находятся на одном уровне – в пределах 3,1-3,3 балла.