Подготовка заключений об оценке регулирующего воздействия
2 Проекты актов, подлежащие оценке Проекты актов, вносимые в Правительство РФ федеральными органами исполнительной власти Пункт 60 (1) Регламента Правительства РФ Пункт 3 Правил подготовки нормативных правовых актов ФОИВ и их государственной регистрации Проекты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти Организация и осуществление государственного контроля (надзора) Правила и регламенты осуществления контроля, изменения в КоАП Технические регламенты, СНиП, экологические требования, охрана труда, промбезопасность и т.п. Установление и применение требований к продукции и связанным с ними процессам, а также к безопасности процессов производства Оценка соответствия Сертификация, декларирование, лицензирование, экспертизы, аккредитация, регистрация продукции и предприятий и т.п. Расширительное толкование Предметная область Виды актов
3 Минэкономразвития РоссииРазработчик Порядок подготовки заключений Утвержден Приказом Минэкономразвития России от 31 августа 2010 года 398 (находится на государственной регистрации в Минюсте России) 2. Предварительная оценка 5 дней 3. Углубленная оценка 20 дней 4. Подготовка заключения 5 дней 1. Поступление проекта акта Бизнес – сообщество Направление уведомления о том, что ОРВ не требуется Направление положительного заключения Направление положительного или отрицательного заключения Размещение заключения на сайте Проведение публичных 15 дней консультаций 15 дней Направление проекта акта
4 Предварительная оценка 1.Формальные основания (относится ли к предметной области ?) 2.Новизна (предусмотрено ли новое правовое регулирование ?) 3.Ограничения и расходы (потенциальная возможность наличия) Исполнение связано с расходами Есть вероятность невозможности исполнения требований Уведомление, что ОРВ не требуется Положительное заключение Углубленная оценка
5 Что анализируется? 1. Цели регулирования, решаемая регулированием проблема 2. Возможность решения проблемы иными средствами 3. Издержки и выгоды заинтересованных лиц 4. Расходы бюджетов 5. Риски
6 Углубленная оценка 1.Анализ целей 1. Соответствуют ли принципам правового регулирования? 2. Соответствуют ли проводимой политике? 3. В чем состоит проблема, мешающая достижению цели? 4. Существует ли причинная связь между проблемой и предложенным решением? 5. Можно ли количественно оценить положительные эффекты от решения проблемы? Регулирование признается избыточным, если на вопросы 1 – 4 получен отрицательный ответ
7 Углубленная оценка 2. Анализ вариантов решения проблемы иными средствами 1. Анализ варианта «не делать ничего» (часто проблема может быть решена организационными и информационными средствами, не требующими регулирования; иногда эффективного решения в принципе нет) 2. Анализ альтернативных вариантов (например, для лицензирования альтернативой может быть СРО, страхование, уведомление и т.п.) 3. Анализ возможного упрощения регулирования (например, отказ от требования переоформлять полученные документы при изменении организационно-правовой формы) Регулирование признается избыточным, если существуют варианты решения с меньшими издержками при тех же выгодах или с такими же издержками при больших выгодах
8 Углубленная оценка 3 и 4. Анализ издержек и выгод заинтересованных лиц, оценка расходов бюджетов 1. Определение основных групп, которые затрагиваются регулированием (потребители/производители/продавцы; крупный/малый/средний бизнес и т.п.; органы государственной власти, органы местного самоуправления ) 2. Определение «бенефициаров», количественная или качественная оценка выгод 3. Количественная или качественная оценка издержек соблюдения (единовременные и периодические расходы) 4. Оценка расходов бюджетов на создание условий для применения акта (создание необходимых правовых, организационных и информационных условий применения проекта акта органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также для его соблюдения субъектами предпринимательской и иной деятельности) 5. Оценка расходов бюджетов на субсидирование социально значимого бизнеса, а также расходы организаций, собственником имущества которых являются публично-правовые образования
9 Углубленная оценка 3 и 4. Выводы по результатам количественного анализа выгод и издержек 1. Оценка методами: 1) «Затраты – выгоды» 2) «Затраты – результат» 3) «Затраты» 2. Оценка влияния единовременных и периодических расходов на отрасль (по возможности, с учетом требуемой нормы доходности) Вопрос о том, какие «затраты» будут оптимальными, относится к области политической целесообразности. Соответственно, избыточными будут признаваться расходы, если: 1. Их размер не соответствует представлениям Минэкономразвития России о развитии отрасли. 2. Существуют менее затратные альтернативы.
10 Углубленная оценка 5. Риски 1.Риски недостижения целей правового регулирования вследствие - неверной оценки мотивации; - противоречий или пробелов в правовом регулировании; - отсутствия необходимых организационных или технических условий; - сложившегося уровня развития технологий, инфраструктуры, рынков товаров и услуг. - 2.Незапланированные негативные эффекты (негативные последствия от введения правового регулирования для экономического развития Российской Федерации в целом или отдельных отраслей экономики, конкуренции, рынков товаров и услуг, в том числе развития субъектов малого и среднего предпринимательства)
11 Публичные консультации Формы: 1. Интернет Размещение формализованных запросов на официальном сайте Прямая обратная связь Прямая обратная связь Направление запросов в ТПП РФ, РСПП, ОПОРУ, Деловую Россию, КСИИ, рассылка по базам экспертов Создание Консультативного совета по ОРВ