Понятие «информационная модель» Информационная модель - это совокупность информации об объекте, описывающая свойства и состояние объекта, процесса или явления, а также связи и отношения с окружающим миром.
Информационные модели представляют объекты в виде, словесных описаний, текстов, рисунков, таблиц, схем, чертежей, формул и т.д. У нее нет материального воплощения, она строится только на информации.
Виды информационных моделей :
Образно-знаковое моделирование использует знаковые образы какого-либо вида: схемы, графы, чертежи, графики, планы, карты. Например, географическая карта, план квартиры, родословное дерево, блок-схема алгоритма.
Знаковое (символическое выражено на языке описания) моделирование использует алфавиты формальных языков: условные знаки, специальные символы, буквы, цифры и предусматривает совокупность правил оперирования с этими знаками.
Математическая модель - способ представления информационной модели, отображающий связь различных параметров объекта через математические формулы и понятия.
Этапы моделирования Содержательная постановка задачи. математическая постановка задачи разработка программы решения задачи на ЭВМ эксплуатация модели и получение результатов (решение)
Рассмотрим последовательность этапов компьютерного моделирования на примере вычисления площади треугольника.
Постановка задачи. Вычислить площадь треугольника S по заданным сторонам а, b, с. Объект моделирования - треугольник.
Исходные данные: переменные а, b, с - стороны треугольника. Вычисляемый результат: S - площадь треугольника.
Тогда правило может быть записано так: a+b>c. Увеличим обе части неравенства на величину с и разделим их на 2: (a+b+c)/2 > c
Переменной Р обозначим полупериметр треугольника: Тогда а, b, с - стороны треугольника, если P>c, где с - наибольшая из сторон.
Вычисление площади треугольника по формуле Герона: S:=SQRT(P*(P - a)*(P - b)*(Р - с)).
Описание будет выглядеть так: Начало 1. задать (а, b, с); 2. вычислить полупериметр Р; 3. найти наибольшую из сторон а, b, с; 4. если а, b, с - стороны треугольника 4.1. то вычислить площадь S; выдать (S); 4.2. иначе выдать (а, b, с,' - не являются сторонами треугольника') Конец.
program PLОСНАD; {вычисление площади треугольника по трем сторонам) var А,В,С:real; {стороны} D:real; {большая из сторон} Р:real; {полупериметр} S:real; {площадь} begin writeln('Задайте стороны A,В,С:') read(А,В,С); {вычислить полупериметр} Р:=(А + В + С)/2; {найти наибольшую длину} D:=A; if D D then begin {вычислить площадь} S:=SQRT(P*(P-A)*(P-B)*(P-C)); writeln{'ПЛОЩАДЬ:',S) end else writeln(A,B,С, '- не являются сторонами треугольника') end.
Текст исходной программы программист направляет транслятору. Для правильной работы программу необходимо протестировать. Тестирование - это процесс исполнения программы с целью обнаружения ошибок. Документирование.