Порядок подготовки и издания основной литературы по учебным дисциплинам ФГОС
Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы 1. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). 2. Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (0,25). РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об образовании в Российской Федерации
"Фонды основной и дополнительной литературы формируются как за счет учебной и учебно-методической литературы, методических пособий на бумажных носителях, так и за счет учебной и учебно-методической литературы, методических пособий, включенных в электронно-библиотечные системы, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы, методических пособий». Из приказа Минобрнауки от 23 апреля 2008 г. N 133 С учетом степени устареваемости литературы библиотечный фонд в обязательном порядке должен быть укомплектован изданиями основной учебной литературы по дисциплинам: -общегуманитарного и социально-экономического профиля - за последние 5 лет, -по естественнонаучным и математическим дисциплинам - за последние 10 лет, -по общепрофессиональным дисциплинам - за последние 10 лет, -по специальным дисциплинам - за последние 5 лет.
В Приказе Минобрнауки и федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 5 сентября сказано: 3. Лицензионные нормативы к обеспеченности обучающихся высших учебных заведений доступом к электронным научным и образовательным ресурсам включают: обеспечение каждого обучающегося высшего учебного заведения доступом к электронно-библиотечной системе, включающей издания, используемые для информационного обеспечения образовательного и научно-исследовательского процесса в высших учебных заведениях, и обеспечивающей возможность доступа к ним через сеть Интернет; возможность одновременного использования высшим учебным заведением одной или нескольких сторонних электронно-библиотечных систем. При использовании нескольких электронно-библиотечных систем учитываются их совокупные качественные и количественные характеристики; доступность для обучающихся высшего учебного заведения не менее трех учебных и (или) научных электронных изданий по изучаемым дисциплинам, в том числе входящих в электронно-библиотечную систему, доступ к которой обеспечивается для обучающихся высшим учебным заведением.
- в продаже нет учебников и учебных пособий по основному количеству дисциплин общепрофессионального и специального циклов бакалавриата - для наших магистрантов практически отсутствуют учебники и учебные пособия, так как названия дисциплин очень мудреные - для аспирантов в фонде библиотеки можно найти не более 15 названий монографий
учебник: Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания Уровень образованияВысшее профессиональное образование ГрифРекомендовано УМО вузов РФ по образованию в области физической культуры в качестве учебника для образовательных учреждений ВПО, осуществляющих образовательную деятельность по направлению "Физическая культура" Издание1-е изд. Вид изданияУчебник ISBN Дата выхода2013
учебное пособие : Учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания учебное наглядное пособие: Учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию рабочая тетрадь: Учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета самоучитель: Учебное издание для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя хрестоматия: Учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины практикум: Учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного задачник: Практикум, содержащий учебные задачи учебная программа: Учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части учебный комплект: Набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание
учебно-методическое пособие: Учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания К учебно-методической литературе относятся: методические указания по проведению семинаров, практических занятий, по самоподготовке; методические указания по использованию различных технических средств контроля; методические указания по выполнению домашних заданий, дипломных и курсовых работ, по всем видам практики, в которых описывается, в какой последовательности они выполняются, как оформляется текстовой и графический материал; методические указания по лабораторным работам, в которых даются их описание и порядок проведения, требования к оформлению отчетов, контрольные вопросы.
Структура учебного пособия: оглавление, введение, основной текст, заключение, справочно-библиографический аппарат
Основные замечания по качеству оформления учебных изданий: Несоответствие названий изданий названиям дисциплин Низкое качество авторской редакции текста и несоответствие его содержания образовательному стандарту Отсутствие рецензентов Неправильное оформление титульного листа, оборота титула и выходных сведений Небрежное оформление библиографического списка
Рекомендуемые примерные соотношения для учебников, учебных пособий с грифом и внутривузовских учебных пособий: -для дисциплин с количеством аудиторных часов до листов формата А4 (в среднем, 6 п.л.); -- для дисциплин с количеством аудиторных часов до 100 – листов формата А4 (до 12 п.л.); - для дисциплин с количеством аудиторных часов более более 300 листов формата А4 ( от 12 п.л.)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ имени П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ» И.И. Иванов Физическая реабилитация при заболеваниях и повреждениях различных систем организма Рекомендовано Учебно-методическим советом ФГБОУ ВПО «НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» в качестве учебного пособия для бакалавриата по направлению «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», профилю «Физическая реабилитация» Санкт-Петербург 2013
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ имени П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ» И.И. Иванов Физическая реабилитация (терапия) в педиатрии Рекомендовано Учебно-методическим советом ФГБОУ ВПО «НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» в качестве учебного пособия для магистратуры по направлению «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» по профилю «Физическая реабилитация (физическая терапия)» Санкт-Петербург 2013
Количество дисциплин 1500 Из них: обеспечено основной литературой – 139 обеспечено основной литературой – 139 (список обеспеченных дисциплин приведен далее)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ