ГОУ СПО Педагогический колледж 4 Г. Санкт-Петербург 2011г. Выполнила: студентка 132 группы Светличная Анастасия Власова Татьяна Александровна
ВЛАСОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА Выдающийся ученый - дефектолог, действительный член Академии педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, родилась в городе Буинске на Волге ( ныне Татарстан ). Ее детство прошло в бедной многодетной семье, и только большая тяга к знаниям позволила ей, помогая семье, окончить среднюю школу и начать в 1922 году свою трудовую деятельность в качестве педагога сначала в Буинске, а затем в г. Казани – в детских домах, детском городке « Новый мир », в областной вспомогательной школе.
Татьяна Александровна окончила дефектологический факультет 2- ого МГУ, проявив в студенческие годы незаурядные способности в исследовательской и научно - организационной работе. Еще будучи студенткой, она была введена в состав комиссии по организации первого научного центра по дефектологии – Экспериментально - дефектологического института Народного комиссариата просвещения Российской федерации, который возглавил видный дефектолог И. И. Данюшевский, и где с того времени и до своей кончины работал Л. С. Выготский. В этом институте Т. А. Власова проработала с 1929 г. по 1939 г.: вначале – заведующей клинико - диагностическим отделением, а затем – заместителем директора по учебной и научной работе.
В 1935 г. при активном участии Т. А. Власовой в институте были впервые в истории отечественной дефектологии созданы лаборатории по научному изучению психологических особенностей аномальных детей и их развития в условиях обучения, что привело к формированию таких отраслей психологической науки, как олигофренопсихология, сурдопсихология, а позднее и тифлопсихология. В течение последующих 20 лет, работая в различных учреждениях Москвы, связанных с руководством в стране наукой и среднем и высшем образованием, Т. А. Власова не прерывала связей с научно - исследовательской работой в области психологии и дефектологии. С 1963 года Т. А. Власова снова в НИИ дефектологии АПН СССР как заместитель директора по научной работе, а с 1968 г. и до своей кончины – как директор Института. Именно в эти годы наметились новые направления в развитии дефектологической науки, были созданы новые лаборатории. Все это было делом рук Т. А. Власовой, которая умела объединить вокруг себя энтузиастов и единомышленников, будучи при этом требовательным, часто суровым, но всегда целеустремленным руководителем.
Т. А. Власова была инициатором и руководителем многих новых научных направлений, таких как изучение влияния состояния слуха на развитие ребенка и на этой основе совершенствование всей коррекционно - воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения слуха ; ей принадлежат проблемные работы в области сурдопедагогики и олигофренопедагогики, она непосредственно участвовала в формировании нового направления – изучения особенностей развития и обучения детей с задержкой психического развития ( ЗПР ) и в создании сети соответствующих школ и коррекционных классов в общеобразовательных учреждениях. Татьяна Александровна была не только крупным ученым, но и талантливым организатором науки ; она неоднократно достойно и успешно представляла отечественную дефектологию на конгрессах, съездах, симпозиумах и конференциях международного и республиканского масштаба.
Основные научные труды Т. А. Власовой : О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка. К вопросу комплектования вспомогательных школ. М., Изд - во АПН РСФСР, с. Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. 2- е изд. испр., доп. М.: Просвещение с. Лебединская К. С., Мачихина В. Ф. Отбор детей во вспомогательную школу : Пособие для учителя. М.: Просвещение с. Дети с временными задержками развития. / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. М., " Педагогика ", с. Знание особенностей дефекта - важнейшее условие улучшения учебно - воспитательной работы с аномальными детьми. // Дефектология N 1. С