Организация обучения и контроля в условиях единой информационной среды
ЦОР в единой информационной среде ОУ Система подготовки учащихся к аттестационным процедурам с использованием электронных учебно- методических материалов была первым нашим шагом в освоении ЦОР. Мы воспринимали это как серьезное открытие. По мере накопления опыта работы с ЦОР мы перешли к более широкому использованию их в учебном процессе. Интенсивное развитие в Гимназии единой информационной среды является не только необходимым условием, но и стимулом для работы в этом направлении.
ЦОР в единой информационной среде ОУ Наличие ЕИС создает особые условия обучения. Мы можем говорить не просто о формах и способах использования ЦОР на разных этапах обучения, а о постепенно выстраивающейся системе работы с опорой на ЦОР. Ведущее место в этой системе будет принадлежать программно-методическим комплексам, в первую очередь «Школьному наставнику», который является сетевой программой и может выполнять (согласно требованиям к ПМК) три функции: являться источником информации; являться инструментом обработки информации; осуществлять руководство процессом. В нашей системе задействованы, прежде всего, первые две функции ПМК. Третью функцию - руководство процессом - осуществляет учитель.
ЦОР в единой информационной среде ОУ Решающим достоинством программ «Школьный наставник» и «Знак» является их связь с ПК «Учебный мониторинг». Эта программа занимается сбором информации и ее систематизацией, дает возможность статистически точной, быстрой диагностики знаний каждого учащегося в отдельности и классного коллектива в целом Перед тем как рассмотреть общую схему системы обучения и контроля в условиях единой информационной среды, вспомним основные этапы процесса обучения: диагностика знаний учащихся, объяснение учебного материала, его закрепление, отработка практических навыков, обобщающее повторение, контроль. Они составляют постоянно повторяющееся стандартное смысловое звено процесса обучения.
Структура смыслового звена процесса обучения I Диагностика знаний учащихся. II Объяснение учебного материала. III Закрепление учебного материала. IV Отработка практических навыков. V Обобщающее повторение. VI Контроль.
. Этап обученияИспользуемые виды ЦОР IДиагностика знанийПМК + электронные издания контроля (универсальные тестирующие системы) IIОбъяснение учебного материала ПМК + электронные учебники, электронные учебные пособия IIIЗакрепление учебного материала ПМК + электронные учебники, электронные учебные пособия IVОтработка практических навыков ПМК + электронные учебные пособия VОбобщающее повторениеПМК (авторский комплект электронных тестов) + электронные учебные пособия VIКонтрольПМК + электронные издания контроля (универсальные тестирующие системы) Система обучения и контроля в условиях единой информационной среды
Система обучения и контроля в условиях единой информационной среды Гимназии Этап обученияИспользуемые ЦОР IДиагностика знаний ПМК «Школьный наставник», «Знак» (ИНИС-СОФТ) IIОбъяснение учебного материала ПМК «Школьный наставник» (ИНИС-СОФТ), оригинальный электронный учебник «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», электронное учебное пособие «Русский язык» (Медиа Хауз), «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык» (Просвещение Медиа) IIIЗакрепление учебного материала ПМК «Школьный наставник» (ИНИС-СОФТ), оригинальный электронный учебник «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», электронное учебное пособие «Русский язык» (Медиа Хауз), «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык» (Просвещение Медиа) IVОтработка практических навыков ПМК «Школьный наставник» (ИНИС-СОФТ), оригинальный электронный учебник «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», электронное учебное пособие «Русский язык» (Медиа Хауз), «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык» (Просвещение Медиа), электронный тренажер «Фраза» (ГуруСофт) VОбобщающее повторение ПМК «Школьный наставник» (авторский комплект электронных тестов «Диагностика для ЕГЭ», «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык» (Просвещение Медиа) VIКонтроль ПМК «Школьный наставник», «Знак» (ИНИС-СОФТ)
Уроки диагностики и контроля знаний Учебное пространство: компьютерный класс или классы. Режим работы с программой: индивидуальная работа. Уроки диагностики и контроля имеют одинаковую структуру и организуются по следующей схеме: Постановка цели и задач урока. Знакомство с маршрутом выхода на диагностический тест и режимом выполнения теста. Организационный момент: распределение учащихся по рабочим местам в компьютерных классах (содержание организационного момента зависит от уровня технической оснащенности школы и особенностей расположения компьютерной техники). Выход в программу «Школьный наставник», выбор диагностического теста и заданного учителем режима его выполнения. Выполнение учащимися диагностического (контрольного) теста и первичное знакомство с результатом тестирования (количество ошибок и цветовая оценка результата). Сохранение учащимися результатов работы. Мониторинг результатов прохождения теста. Создание пакетов диагностического или контрольного материалов.
Объяснение учебного материала Учебное пространство: кабинет, оснащенный компьютером и мультимедийным проектором. Режим работы с программой: коллективная работа. Виды деятельности учителя: работа с компьютерной программой, выведение на экран необходимого дидактического материала: таблиц, графических схем, подсказок, справочных текстов и т.п.; фронтальная работа с классом: устный комментарий к теоретическим материалам программы, комментирование примеров, инструкция к конспектированию материала учащимися. Виды деятельности учащихся: конспектирование предложенного теоретического материала в виде схем, алгоритмов, таблиц; запись примеров и их графическое комментирование.
Закрепление изученного материала Учебное пространство: кабинет, оснащенный компьютером, мультимедийным проектором. Режим работы с программой: сочетание коллективной и индивидуальной работы. Виды деятельности учителя: работа с компьютерной программой, вывод на экран тестовых заданий, фронтальная работа с классом при коллективной проверке выполненных заданий. Виды деятельности учащихся: выполнение тестовых заданий программы в рабочей тетради. В зависимости от формулировок заданий и содержания изучаемого материала формы работы могут быть разными: - работа с перфокартами, - запись с графическим комментарием, - выборочный диктант, - распределительный диктант, - буквенный диктант, - морфемный диктант, - схематический диктант, - объяснительный диктант Коллективная проверка выполненных заданий.
Отработка практических навыков Здесь возможны два варианта организации учебного процесса. 1 вариант. Учебное пространство: кабинет, оснащенный компьютером и мультимедийным проектором. Режим работы с программой: сочетание коллективной и индивидуальной работы. Виды деятельности учителя: работа с компьютерной программой, вывод на экран тестовых заданий, выбор учеников для работы с программой в индивидуальном режиме («по цепочке»), определение количества тестовых заданий для участников «цепочки», проверка письменных работ некоторых учащихся. Виды деятельности учащихся: работа с материалами теста «по цепочке» (учащиеся поочередно выходят к компьютеру, выполняют определенное учителем количество заданий самостоятельно на оценку), остальные учащиеся фиксируют предложенные задания в тетради в выбранной учителем форме.
Отработка практических навыков 2 вариант. Учебное пространство: компьютерный класс. Режим работы с программой: индивидуальный. Виды деятельности учителя: постановка задачи, инструктаж учащихся по выбору программы, теста и режима его выполнения, контроль за выполнением учащимися теста, информационное сопровождение деятельности учащихся, мониторинг результатов контрольного теста. Виды деятельности учащихся: выход в программу, выбор теста, выполнение теста в тренировочном режиме с обращением к справочным материалам, выполнение работы над ошибками (если программа дает такую возможность), выполнение теста в режиме самоконтроля или контроля, знакомство с результатом тестирования.
Урок обобщающего повторения Учебное пространство: кабинет, оснащенный компьютером и мультимедийным проектором. Режим работы с программой: коллективный. Выбор программы. К программам для уроков обобщающего повторения предъявляется ряд обязательных требований: содержательная емкость теста; высокий уровень сложности лингвистического материала; использование тестовых заданий разной конфигурации. Виды деятельности учителя: выбор программы и теста, вывод на экран тестовых заданий, назначение учеников-операторов, постановка перед учащимися учебной задачи, фронтальная работа с классом, оценка ответов учащихся. Виды деятельности учащихся: устный комментарий тестовых заданий, работа в тетради по заданию учителя (сложные случаи разборов и правописания с графическим комментарием), выполнение обязанностей оператора, возможна работа «по цепочке», но с обязательным устным комментарием.
Изучение или повторение темы может строиться по следующей схеме: Работа со справочным окном программы ПМК «Школьный наставник» «Приставки пре- и при-». Чтение теоретического материала, составление схемы в тетради. Совместное выполнение коррекционного теста в режиме «Тренинга» (возможность обращения к графической подсказке и ошибочно выполненным заданиям). Выполнение коррекционного теста в режиме «Фиксированного самоконтроля» «по цепочке». Выполнение диагностического теста в режиме «Контроля» с использованием схематической карты в двух экземплярах, сдача первого экземпляра карты учащимися. Выполнение контрольного теста в режиме «Фиксированного самоконтроля», выявление и комментирование ошибок, допущенных учащимися.