В гостях у местоимения Урок - путешествие Государственное общеобразовательное учреждение лицей 389 "Центр экологического образования" Кировского района Санкт-Петербурга Учитель русского языка и литературы Тимофеева Валентина Васильевна
Мы о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Все силы отдаем сполна- МЫ ЗАМЕНЯЕМ ИМЕНА!
Едем в Местоимёнск
В город Местоимёнск попасть не так-то просто: ворота закрыты
Задание Назовите, пожалуйста, местоимения, состоящие из 1, 2, 3, 7, 9 букв. Я; ТЫ; ОНИ; КТО-ЛИБО; КТО-НИБУДЬ
Что может помешать нам путешествовать по улицам города? (Слово из 2-х местоимений) Я-МЫ
«Где мой дом?» на главной площади 9 домиков. Почему?
«Где мой домик?» Прочитайте предложения. Определите разряд местоимения. Расселите их по домикам. Работайте в парах. (см.карточку 1).
«Где мой домик?» 1. Отрицательное (никто); 2. Указательное (это); 3. Определительное (всякого); 4. Возвратное (себя); 5. Вопросительное (кто); 6. Личное (ко мне); 7. Притяжательное (свои); 8. Неопределенное (кое-какие); 9. Относительное (которое);
Домик 1. «Почта» Работайте самостоятельно. Дорогие друзья! (Мы) путешествую с ребятами по городу Местоимёнску, (которая) находится в стране (М,м)орфологии. (Эти) город очень инт..ресный. (Он) ул..цы з..лёные и кр..сивые. (Мы) и р..бятам нравится. (Он) помогли (я) грамотно нап..сать (этот) п..сьмо. (Он) жив и здоров. (До) свидания. Скоро пр..еду.(Твой) Незнайка.
Проверка: сравните ваш результат с доской. Дорогие друзья! Я (м.р., ед.ч.,им.п.) путешествую с ребятами по городу Местоимёнску, который (м.р., ед.ч.,им.п) находится в стране Морфологии. Этот (м.р., ед.ч.,им.п.) город очень интЕресный. Его (м.р., ед.ч., в.п.) улИцы зЕлёные и крАсивые. Мне (м.р., ед.ч., д.п.) и рЕбятам нравится. Они (мн.ч.,им.п.)помогли мне (м.р., ед.ч., д.п.) грамотно напИсать это (ср.р.,ед.ч., в.п.) пИсьмо. Я (м.р., ед.ч.,им.п.) жив и здоров. До свидания. Скоро прИеду. Ваш (м.р., ед.ч., им.п.) Незнайка.
Домик 2. Самый маленький домик (?) СЕБЯ Любит дружить с фразеологизмами. Объясните значение фразеологизмов, составьте с некоторыми из них предложения с однородными членами. Работайте самостоятельно. Выполните работу письменно ЧИТАТЬ ПРО СЕБЯ, ВЛАДЕТЬ СОБОЙ, ВЫХОДИТЬ ИЗ СЕБЯ, СУДИТЬ ПО СЕБЕ, УЙТИ В СЕБЯ, НЕ ПОХОЖ НА СЕБЯ, СЕБЕ НА УМЕ.
Светофор «зеленый свет» - относительное местоимение. «красный свет» - вопросительное местоимение.
Домик 3. Домик без названия Не - Ни- -то -либо -нибудь Кое-
Домик без названия Напишите в своих тетрадях под диктовку словосочетания.
Домик 4. Зоопарк В зоопарке работает дворник, который НИКОГДА НИ С ЧЕМ и НИ С КЕМ не соглашается. В этой связи он получил прозвище ИВАН - ? Отрицательный
Зоопарк Вера Чаплина «Кинули» Послушайте рассказ, выпишите из него 2 отрицательных местоимения. Объясните их правописание.
Домик 5. «ЖАДИНЫ» Если платок, то чей? Шарф? Книга? Ручка? Солнце? (Мой). (Твой). (Наша). (Ваша). (Наше). Ответьте на вопросы хором:
Домик 6. «УКАЗОК» Напишите в группе миниатюру на тему «За грибами»,используя данные словосочетания: на то место, столько грибов, такие хорошие, крепкие; в этом лесу.
Домик 7. «Определенный» Работайте самостоятельно. Вставьте определительные местоимения в текст вместо пропусков. Ребята! … из вас после окончания школы может выбрать … профессию. Нужно только понимать, что … работа требует упорства, и надо учиться уже в школе преодолевать … трудности.
Проверьте себя Проверьте работу соседа по парте, сравнив ее с правильным текстом. Ребята! Каждый из вас после окончания школы может выбрать любую профессию. Нужно только понимать, что всякая работа требует упорства, и надо учиться уже в школе преодолевать все трудности.
Подведем итог и улыбнемся Как-то раз во дворе из собачьей миски Пять чумазых поросят кушали сосиски. Папа к ним подошел, крикнул возмущенно: «Так съедите вы у нас весь обед евонный!» Закричала хрюшка-мать : «Отойди от будки! Детям надо наполнять ихние желудки!» Папа грустно пробурчал в пятачок широкий: «Слушать я уже устал ейные упреки! Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут, И такая дребедень происходит каждый день !» Говорю про поросят – намекаю на ребят. То, что можно поросятам, Непростительно ребятам.
Подведение итогов (Рефлексия) - Понравилось вам путешествие? - Какое орфографическое правило вам запомнилось лучше всех? - Какое задание на уроке вам интереснее всего было выполнять? Какое задание вам показалось наиболее простым/сложным? Домашнее задание: Попробуйте создать кроссворд по теме «Местоимение».