Состояние здоровья и функциональной напряженности учащихся Показатели распределения учащихся по группам здоровья в 2012 – 2013 учебном году
ВОСПИТАНИЕ- ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ При рассмотрении здоровья сегодня оценивается в лучшем случае биологические компоненты. До сих пор общество не хочет признавать, что воспроизведение здоровья как физического, социального и психического благополучия человека – функция главным образом воспитания, а не лечения, хотя известно, что даже соматический компонент здоровья зависит от состояния медицины и здравоохранения лишь на 10-15%. По данным официальной статистики МЗ РФ и специальных исследований, за последние годы в состояние здоровья и физического развития детей и подростков улучшения не отмечаются. В связи с этим представляется целесообразным кардинальные изменения целевой установки воспитательной деятельности.
Целью должно явиться формирование здорового человека при максимальной реализации соматических, физиологических, социальных, нравственных и умственных возможностей. Состояние здоровья детей в школе, уровень их физического развития и наличие патологий должны оцениваться медицинскими работниками и учителями физической культуры, определяющих физическую подготовленность. В настоящее время в учебно-воспитательном процессе выделена группа факторов риска, оказывающих наиболее выраженное отрицательное влияние на развитие и состояние здоровья растущего организма.
Группы факторов риска недостаточная двигательная активность; нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса; нарушение гигиенических требований к учебной и трудовой деятельности; нарушение организации питания; отсутствие у школьников гигиенических навыков, наличие вредных привычек; неблагоприятный психологический микроклимат в семье и школе;
Описание исследований В связи с этим возникает необходимость своевременной диагностики отдельных компонентов здоровья и проведения различного рода профессиональных мероприятий. Целью наших первых исследований в этом учебном году стало изучение состояние здоровья детей, т.е. «Диагностика состояния групп здоровья учащихся Лицея». Состояние здоровья определялось с помощью анализа медицинских данных (медицинских карт), на основе которых было проведено распределение учащихся по группам здоровья и рейтинговое распределение хронических болезней по группам назологий.
Результаты мониторинга учащихся по листку здоровья Группа2010/112011/122012/13 I17,5%13,2%18,6% II62,8%67,0%59,1% III - IV19,7%19,8%22,3%
Данные по Лицею Сравнив результаты с показателями предыдущих лет, можно сделать следующие выводы: В целом по школе увеличилось количество детей с 1 группой здоровья (с 13,2% до 18,6%), но при этом значительно уменьшилась доля учащихся со 2 гр. здоровья (с 67,0% до 59,1%) и возросло количество детей с 3 гр. Здоровья.
Распределение частоты хронических групп болезней На VIII Конгрессе Педиатров России отмечалось, что в последние годы в реестре заболеваний школьников на передовые позиции выходят нарушения ОДС, прежде всего-функциональные нарушения осанки. В структуре функциональных отклонений на первом ранговом месте в школах находятся расстройства системы пищеварения, на 2-3 местах – заболевания сердечно-сосудистой системы и повреждения ОДА, на 4 месте – нервно-психические расстройства.
Результаты мониторинга учащихся по листку здоровья
Распределение частоты хронических групп болезней (данные по Лицею) 1 место – нарушения в работе органов зрения- 50,32%, 2 место – заболевания и повреждения костно-мышечной системы, в прогрессирующем показателе – нарушения осанки (ортопед) – 13,67%, 3 место – заболевания, связанные с расстройством системы органов пищеварения – 5,64%, 4 место – показатели эндокринолога – 4,56%
Общие выводы Результаты исследований свидетельствуют о необходимости совершенствования Здоровьесозидающей деятельности Лицея в следующих направлениях: усиления оздоровительной работы в области охраны и укрепления зрения учащихся; повышения личностной и профессиональной готовности педагогического коллектива к здоровьесозидающей деятельности за счет внутришкольного повышения квалификации; повышение воспитательного эффекта формирования культуры здоровья учащихся и их родителей; оптимизация режима дня учащихся за счет работы с родителями и оптимизации учебной нагрузки.