Педагогические технологии
Понятие «педагогическая технология» Технология (от греч. techne – искусство, мастерство, умения и logos – наука) – совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов (информации). Начало 1960-х годов, Англия е годы – расширение понятия: все, что касается совершенствования учебного процесса
Понятие «педагогическая технология» Педагогическая технология – набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений и навыков и отношений в соответствии с поставленными целями. цели – конкретны и измеримы операции – воспроизводимы и закончены субъективизм учителя – сведен к минимуму
Принципы конструирования и применения педагогических технологий 1. воспитывающего обучения 2. развивающего обучения 3. создания успеха в обучении, развитии, воспитании процентной обратной связи 5. регулярного повторения 6. оптимального психического напряжения и для учеников, и для педагогов 7. максимального участия учеников в учебном процессе (включение в деятельность) 8. ориентации на зону ближайшего развития 9. объединения педагогов и учащихся едиными целями
Функции оценивания диагностическая обучающая (определение прироста в ЗУН) развивающая (прирост психических операций) воспитывающая стимулирующая корректирующая Основное требование оценивания – реализация всех функций контроля.
Проблемы оценивания 1. тенденциозность, субъективизм 2. жесткость оценок 3. ошибки великодушия 4. ошибки центральной тенденции 5. логические ошибки (несовпадение логик) 6. состояние учащихся 7. отсроченность отметки 8. объявление оценок 9. «счетоводный подход» 10. порядок сдачи работы 11. среднеарифметический подход 12. влияние на взаимоотношения учащихся и родителей 13. критерии оценивания
Инновационные технологии - наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения.
Инновационные технологии развивающее обучение проблемное обучение разноуровневое обучение коллективная система обучения технология решения исследовательских задач использование исследовательского метода в обучении проектные методы технология «дебаты» технология модульного и блочно-модульного обучения лекционно-семинарско-зачетная система обучения технология развития «критического мышления» технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других обучающих игр обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) информационно-коммуникационные технологии здоровьесберегающие технологии система инновационной оценки «портфолио» технология дистанционного обучения
Здоровьесберегающая технология - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (Петров О.В.). В эту систему входит: 1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными. 2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. 3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии. 4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Технология «Шесть шляп мышления» Это 6 различных режимов, рамками которых человек может очертить процесс своего мышления в тот или иной момент, исходя из обстоятельств любой конкретной ситуации в быту или бизнесе, чтобы направить её развитие в лучшую сторону.
Концепция «Шести шляп» Это - простой, но эффективный метод, позволяющий стать лучшим мыслителем. Боно разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета. «Надевание» шляпы фокусирует мышление, «смена» шляпы изменяет его направление. Когда разные части мыслительного процесса четко определены, мышление может стать более сосредоточенным и продуктивным. Используя в качестве примеров ситуации из реальной жизни, доктор де Боно создает сценарии, которые показывают, как эффективнее использовать шляпы мышления.
Почему «Шесть шляп»? Во-первых, каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий её легко различимой среди всех остальных, поэтому, меняя шляпу, мы «дирижируем оркестром своих мыслей», придаём им нужное направление.
Почему «Шесть шляп»? Во-вторых, шляпу очень легко надеть и снять, поэтому надевание «мыслеварительной» шляпы призвано помочь человеку обрести спокойное состояние, сосредоточиться на выполнении определённых мыслительных операций.
Почему «Шесть шляп»? В-третьих, «Шляпы мышления» дают структуру для использования параллельного мышления и ухода от споров, отнимающих время без всякой пользы, помогают договориться с собеседником, прийти к согласию.
Главное: метод даёт возможность определять правила игры, а изучение правил является одной из самых перспективных форм накопления знаний, особенно в детские годы. Почему «Шесть шляп»?
Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?